СМИ о нас

В свежем номере "Российской газеты" (от 14 марта № 56 (9298), с. 14) и на сайте издания к.с.-х.н., доцент кафедры общего земледелия, растениеводства и защиты растений, руководитель Центра компетенций развития органической и "зеленой" продукции Роскачества в Алтайском крае Ольга Черепанова рассказала о развитии производства органической продукции в России и в Алтайском крае.

За последние двадцать лет мировой рынок органических продуктов вырос почти в десять раз и сейчас оценивается в 164,5 миллиарда долларов. По прогнозам к 2030 году он достигнет 300 миллиардов. В России же он пока находится в стадии формирования. Органической продукции в нашей стране производится на 12,8 миллиарда рублей в год, однако ее доля в общем объеме продовольствия по-прежнему очень мала - менее одного процента. Понятно, что в ближайшее время органика не станет альтернативой индустриальной продукции. Но хотелось бы, чтобы она присутствовала на внутреннем рынке в большем объеме, а потребитель видел ее в магазинах и мог выбирать.

Для более активного развития этого сегмента продовольственного рынка с 2020 года в России действует федеральный закон об органической продукции, введены национальные стандарты и специальная маркировка, подтверждающая, что она сертифицирована. В июле 2023-го правительство утвердило "Стратегию развития производства органической продукции", нацеленную на расширение внутреннего рынка, увеличение экспорта этого вида продовольствия и внедрение новых агротехнологий. В стране действует единый государственный реестр производителей органической продукции по российским стандартам.

Сертификаты на выпуск "зеленых" пищевых продуктов уже получило около 190 производителей в 49 регионах. В Сибирском федеральном округе лидерами стали Новосибирская область (восемь производителей) и Алтайский край (шесть производителей), по два производителя зарегистрированы в Томской и Иркутской областях и по одному - в Красноярском крае, Омской области и Республике Алтай. Причем Республика Алтай вошла в этот список совсем недавно, в начале 2024 года.

Российские сертификаты даже в нынешней внешнеполитической ситуации признают в Евросоюзе, Китае, ОАЭ и многих других странах. Поэтому наши производители продолжают поставлять свою продукцию на экспорт и планируют расширять рынки сбыта за рубежом. В прошлом году одно из предприятий Алтайского края получило сертификат на уникальную продукцию - семена расторопши и горчицы, из которых можно получать органическое масло.

На мой взгляд, Алтайский край с его большим аграрным потенциалом и узнаваемым брендом вполне может стать лидером в производстве органических продуктов не только в СФО, но и в России в целом. Многие хозяйства в регионе сегодня активно интересуются применением биопрепаратов, потому что на химпрепараты у некоторых возбудителей болезней и вредителей уже резистентность, да и почву пора оздоравливать, повышать ее плодородность. Ведь химикаты уничтожают не только вредителей, но и полезные микроорганизмы, в результате у земли, как и у человека, возникает "дисбактериоз", который нужно лечить и восстанавливать биоту.

Чтобы перейти на органическое земледелие, понадобится как минимум два года без применения пестицидов и минеральных удобрений, чтобы почва очистилась. В животноводстве сложнее. Крупным предприятиям с большим поголовьем крупного рогатого скота почти невозможно перейти на органическое производство, есть сложности с нормативами по площадям на одно животное, трудно обеспечивать большое поголовье органическими кормами.

А вот небольшим фермам доступны свободный выгул животных, использование естественных пастбищ и сенокосов, сертифицированных по стандартам органики, они могут получать органическую продукцию. Как правило, это разведение мелкого скота - коз, овец. Но у нас есть пример, когда хозяйство, занимающееся выращиванием крупного рогатого скота, перешло на "зеленые рельсы". В Республике Алтай предприятие получило сертификат на органическую говядину.

Для развития этого направления очень важно научное обеспечение, совершенствование технологий возделывания культур без применения химических препаратов. Проблем много, а самая главная - сорняки. И задача ученых - помочь производителям подобрать такие технологии и биопрепараты, чтобы эффективно бороться с вредителями, заболеваниями, сорняками.

Мы помогаем предприятиям, которые только планируют заняться органическим производством. Подбираем биопрепараты, изучаем их действие, разрабатываем технологии их применения в наших сибирских условиях. Помогаем подготовиться к сертификации "зеленой" продукции, проводим аудит производства, подсказываем, что исправить.

Не менее важно правильно выстроить маркетинговую политику продвижения органики на рынок. К сожалению, у потребителей сложился стереотип, что такие продукты существенно дороже произведенных индустриальным способом. Конечно, они и должны быть дороже, поскольку более ценные по своим качествам. Но в Алтайском крае есть примеры, когда такая продукция вполне доступна потребителям. Одна из компаний, выращивающая и перерабатывающая органическую сельхозпродукцию, открыла в Бийске розничный магазин, где "зеленые" продукты питания продают по доступным ценам. Это и социальный проект, и популяризация органики среди населения.

Очень важно рассказывать об этой продукции, потому что многие не понимают, чем органические продукты питания отличается от традиционных, а другие не верят, что в них действительно нет никаких химикатов. Поэтому наша задача - донести до потребителей ценность органической продукции, чем она отличается от произведенной индустриальным способом с применением химпрепаратов.

Зачастую недоверие рождается и из-за того, что некоторые производители неправомерно пишут "органик", "эко", "био" на упаковке продуктов, которые таковыми не являются. Но с 1 сентября этого года вступают в силу поправки в федеральный закон №280-ФЗ, которые уравнивают все эти понятия и вводят обязательное наличие органического сертификата при использовании в маркировке терминов "эко" и "био".

123