В год 80-летия Великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в 1941-1945 гг. нельзя не вспомнить выдающегося поэта, прошедшего войну фронтовым корреспондентом с первых её дней до победного завершения и оставившего нам бессмертные произведения, Александра Трифоновича Твардовского. Его современники отмечали в нём глубокое чувство сопереживания, высокую ответственность перед памятью погибших, за то, как человек распорядился своей судьбой, «выкупленной» у смерти ценой жизни другого.
«Всему начало – отчий дом»
Подобно ручейку, истоки которого идут из недр земли, всё в человеке начинается с родительского дома. Саша Твардовский появился на свет 21 июня 1910 г. на х. Загорье Смоленской губернии, в простой крестьянской семье. Удивительным человеком был отец мальчика, Трифон Гордеевич. Всю жизнь занимаясь кузнечным делом, он слыл начитанным человеком, знал наизусть много стихов.
По вечерам отец часто читал детям вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Льва Толстого и других классиков, желая привить им любовь к литературе. Это с подачи отца Александр так полюбил стихи Некрасова, что, когда на его 10-летие отец подарит ему сборник стихов поэта, он никогда не будет с ним расставаться.
Тёплые, сердечные воспоминания оставил Александр Твардовский о своей матери, Марии Митрофановне, очень впечатлительной и чуткой женщине. Свою доброжелательность, чувство справедливости и искреннюю любовь к людям она сумела передать и своим детям. А их в семье Твардовских было семеро - пятеро сыновей и две дочери. Александр среди детей шёл вторым по старшинству. Такая добросердечная обстановка в семье и пристальное внимание к чтению книг способствовали тому, что своё первое стихотворение, обличающее сверстников, разорителей птичьих гнёзд, Саша Твардовский сочинил, когда ещё не умел писать. Через всю свою жизнь он пронесёт благодарную память о детстве.
В нём рано проявятся такие качества, как самостоятельность и решительность. К окончанию сельской школы в его копилке было уже много написанных им стихов, и в 18 лет он уехал в Смоленск, где показал их своему земляку Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Поэт благосклонно отнёсся к его первым поэтическим начинаниям, взяв парня к себе в редакцию и став его наставником. Впоследствии их будет связывать большая дружба, которую они пронесут через всю жизнь.
Александру Твардовскому принадлежит достойное место в русской литературе за его прекрасные, пронзительные стихи и поэмы, которые покоряют своей мудростью и человечностью, душевностью и сердечностью, хотя внешне они просты и доступны. Каждое стихотворение поэта, каждая его поэма – это своеобразный гимн родной земле и русскому человеку. С какой любовью он воспел свою малую родину – Смоленщину! Но наиболее ярко талант поэта раскрылся в его военной поэзии.
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем»
После окончания с отличием филологического факультета Московского института истории, философии и литературы в 1939 г. Твардовского призвали в армию и сразу же отправили в войска, освобождавшие Западную Белоруссию от польского владычества. Так началась его долгая военная «страда». В следующем году он принимает участие, как военный корреспондент в советско-финской войне, где удостоится офицерского звания. Уже в первом стихотворении «Две строчки», которое он напишет спустя два года, ярко проявятся его сострадание, умение отзываться на чужую боль:
Из записной потертой книжки
Две строчки о бойце-парнишке,
Что был в сороковом году
Убит в Финляндии на льду.
Лежало как-то неумело
По-детски маленькое тело.
Шинель ко льду мороз прижал,
Далеко шапка отлетела.
Казалось, мальчик не лежал,
А все еще бегом бежал
Да лед за полу придержал...
Среди большой войны жестокой,
С чего - ума не приложу,
Мне жалко той судьбы далекой,
Как будто мертвый, одинокий,
Как будто это я лежу,
Примерзший, маленький, убитый
На той войне незнаменитой,
Забытый, маленький, лежу.
О Великой Отечественной войне самым значительным поэтическим произведением до сих пор остаётся поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин». «С первых дней годины горькой, в тяжкий час земли родной, не шутя, Василий Тёркин, подружились мы с тобой», – писал поэт, обращаясь к своему герою. Жизнелюбие, природный оптимизм, смекалка, готовность прийти на выручку, храбрость труженика-солдата, спасительное чувство его юмора – эти и другие черты, взятые из реальной жизни бойцов, получили художественное воплощение в вымышленном образе героя поэмы. Потому-то Василий Тёркин и воспринимался читателями как реальный живой человек.
Первая глава поэмы появилась в газете «Красноармейская правда» в августе 1942 г., а последняя была завершена поэтом в день Победы 9 мая 1945 г. Каждая газетная публикация имела законченный сюжет. «Я мечтал о сущем чуде: чтоб от выдумки моей на войне живущим людям было, может быть, теплей», - прощаясь со своим детищем, писал Твардовский. Следует отметить, что в юбилейный год Великой Победы очень высок интерес к этой поэме, и на передовой в минуты передышки бойцы читают главы из «Василия Тёркина». Ведь образ героя оказался бессмертным.
Несомненным шедевром поэта является и стихотворение «Я убит подо Ржевом» - монолог погибшего солдата.
Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна ни покрышки.
И во всем этом мире,
До конца его дней,
Ни петлички, ни лычки
С гимнастерки моей.
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме;
Я - где крик петушиный
На заре по росе;
Я - где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, -
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.
Летом горького года
Я убит. Для меня -
Ни известий, ни сводок
После этого дня.
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Неужели до осени
Был за ним уже Дон
И хотя бы колесами
К Волге вырвался он?
Вот и свою поэму «Дом у дороги», повествующую о войне как огромном бедствии, охватившем родную землю, Александр Твардовский заканчивает обращением ко всем людям: «Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям: давайте, люди, никогда об этом не забудем».

