В ноябре 2025 года - 145 лет со дня рождения Александра Блока, русского поэта Серебряного века, писателя, публициста, драматурга

Александр Блок - одна из самых ярких фигур русской литературы начала XX века. Его имя неизменно всплывает, когда речь заходит о символизме, духовных исканиях и переломной эпохе, в которой он жил и творил. От первых поэтических шагов до трагичного финала - путь Блока полон глубины, драмы и вдохновения. Его творчество стало голосом целого поколения и продолжает волновать умы до сих пор.

Саша Блок с самого детства был одарен женским вниманием: его воспитанием занимались мама, бабушки, тетушки и няня. Связь поэта с мамой вообще была самой крепкой и самой длительной. Такого глубокого диалога и внутреннего сходства, как с ней, у него не было ни с кем. «Мы с мамой - почти одно и то же...»: говорил Блок. Стихи Блок начал писать с 5 лет. В семье признавали исключительно русскую поэзию XIX века, поэтому вдохновлялся мальчик лирикой Жуковского, Фета, Полонского и, конечно, Пушкина и Лермонтова.

В 1898 году Блок поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но право не стало его судьбой. Через 3 года все же решил перевестись на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое и окончил в 1906 году. Уже тогда литература полностью захватила его внимание: он читает, пишет, пробует себя в прозе, но особенно тянется к поэзии. В этот же период он заводит знакомства с будущими мэтрами русской литературы: Андреем Белым, Сергеем Маковским, Александром Кондратьевым. Эти встречи стали важными для его развития как поэта и философа.

Публикация первого поэтического сборника Блока «Струны разрываются...» состоялась в 1903 году. Это был дебют, который произвёл впечатление на литературную среду. Уже здесь слышится голос автора, наполненный мистицизмом, символами, аллюзиями на религию и мифологию.

Он не просто писал стихи. Он создавал целые миры, где слово приобретало сакральный смысл, а чувства превращались в образы. В 1906 году Блок выпустил цикл стихов «Сказание о святом», посвящённый Андрею Рублёву. Это был не просто поэтический опыт, а философский жест – попытка нащупать исконную русскую духовность, передать дух православной традиции, простоты и трагизма, присущих русской культуре. Образы в этих стихах сильны, наполнены исторической памятью и тонким пониманием времени.

С 1910 года Блок углубляется в религиозно-философскую проблематику. Его символизм принимает новую форму: теперь это не просто эстетика, а духовный поиск. Появляются произведения, в которых звучит отчётливый религиозный мотив - «Блудный сын», «Двенадцать», «Незнакомка».

Но не только высокие темы волновали поэта. Он умел быть очень простым, почти интимным. В стихотворении «Девушка пела в церковном хоре» звучит не пафос, а светлая грусть и тончайшая лирика. Это один из тех текстов, где гениальность проявляется в кажущейся простоте. Так Блок говорил о любви, о боли, о вере языком сердца, понятным каждому.

Единственной женой Блока была дочь знаменитого Дмитрия Менделеева - Любовь. Они были знакомы с самого раннего детства. После окончания Блоком гимназии знакомство продолжилось и укрепилось общей любовью к театру, вместе Саша и Люба разыгрывали сцены из «Гамлета» и «Горя от ума». Именно в это время у Блока стали рождаться необыкновенно возвышенные стихотворения, позднее объединенные общим заглавием «Стихи о Прекрасной Даме». Романтически настроенный юноша создал в своем воображении идеальный образ, не всегда отражавший действительность, но вызывавший готовность благоговейного и преданного служения. Роман закончился венчанием в деревенской церкви. Вскоре оказалось, что Прекрасная Дама существует только на бумаге, а Любовь Дмитриевна - земная женщина со своими слабостями.

В 1913 году выходит сборник «Четыре поэмы», в котором собраны ключевые произведения поэта. Это был триумф. Критики признали Блока голосом эпохи, а читатели – поэтом, говорящим от их имени. Он стал символом Серебряного века, одновременно его голосом и его трагедией.

Революция 1917 года потрясла Блока. Изначально он воспринимал её как возможность обновления, верил, что Россия сможет стать свободной. Особое место занимает «Двенадцать» -поэма, где поэт объединил религиозные образы с революционной реальностью. Это произведение стало символом перелома, метафорой слома старого и рождения нового.
Самое загадочное произведение Блока поэма «Двенадцать» написано за три дня с 27 по 29 января 1918 года. 29-го Блок оставил в дневнике запись: «Сегодня я - гений».
Сразу после публикации советская власть стала использовать поэму в качестве орудия политической борьбы против врагов, ведь в начале XX века авторитет Блока был чрезвычайно высок, его называли чуть ли не вторым после Пушкина, и его революционное высказывание было услышано всеми. Важно отметить, что поэма была создана в период воодушевления поэта революционными событиями, спустя всего несколько месяцев после Октябрьского переворота и захвата власти большевиками и через неполный год после крушения монархии в России.
Еще не была расстреляна царская семья, не закрыты все буржуазные газеты и журналы, не начался революционный террор, только создавалась ВЧК, и гражданская война была еще впереди. Поэтому приписывать Блоку одобрение и восхищение последствиями революции было бы некорректно. Тем не менее, после появления «Двенадцати» многие друзья и знакомые перестали общаться с поэтом. Зинаида Гиппиус назвала Блока «предателем», Николай Гумилев заявил, что поэт «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя», Бунин обвинил Блока в кощунстве, а Ахматова отказалась принимать участие в концерте, на котором предполагалось чтение этой поэмы.

В феврале 1919 года Блок был арестован по подозрению в участии в левоэсеровском заговоре. Но поэту повезло, за него вступился Анатолий Луначарский и после полутора дней тюрьмы и двух долгих допросов Блок был освобожден. Но, несомненно, этот арест заставил взглянуть на многое под другим углом.

Имя знаменитого поэта советская власть активно использовала в своих целях: на протяжении 1918–1920 годов Блока, часто вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности во всевозможные организации. Увеличившийся объем работы вкупе с отсутствием творческого вдохновения сделали свое дело: наступил период тотальной усталости и отчаяния. «Меня выпили»: описывал Блок свое состояние. В письме от января 1919 года поэт сокрушался: «Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах...». На вопрос, почему стихи к нему больше не приходят, Блок отвечал: «Разве вы не чувствуете, что в мире нет больше звуков?» Надежды быстро сменились разочарованием, Блок почти не пишет. Он молчит, страдает, наблюдает за крахом всего, во что верил. Его здоровье стремительно ухудшается. Последние месяцы он проводит в апатии и отчаянии. За несколько дней до смерти Блока по Петрограду прошел слух, будто поэт сошел с ума. Перед смертью поэт просил уничтожить все экземпляры поэмы «Двенадцать». Говорил, что именно она разрушила его жизнь. Умер поэт 7 августа 1921 года в полном сознании, что опровергает слухи о его помешательстве.

Прожил недолгую, умер, когда ему было всего 41, но насыщенную жизнь, навсегда закрепив за собой славу гения и одного из самых ярких поэтов Серебряного Века. Его произведения, драматические, поэмы, циклы стихов, до сих пор опутаны спорами критиков, символы, знаки, намеки, пронизывающе его произведения, делают их актуальными и сегодня. 7 августа 1921 года Корней Чуковский записал в дневнике: «С Блоком кончилась русская литература».