Краевая газета для аграриев "Алтайская нива" в №19(1033) от 17-23 мая 2023 г. (С. 9) опубликовала статью известного журналиста Глеба Колесникова под названием  "Индия далеко, Индия близко", посвященную рабочей поездке ученых Центра гуманитарноо образования Алтайского государственного аграрного университета д.ф.н., профессора Андрея Владимировича Иванова и к.ф.н., доцента Татьяны Александровны Артамоновой в индийский штат Химачал-Прадеш в рамках проекта «Диалог науки и религии: исторические традиции, современные тенденции, проблемы и перспективы», поддержанного РФФИ.


Лучше гор, как известно, могут быть только горы, на которых еще не бывал... Впечатлениями из поездки в высокогорный регион Индии поделились ученые Центра гуманитарных дисциплин АГАУ. По такому случаю в университете прошла открытая лекция: говорили, что связывает Алтай с Гималаями и как в том чудесном краю живут и работают аграрии.

Побратим Алтая
С языка хинди Химачал-Прадеш означает «Страна заснежных гор». Так зовется соседствующий с Тибетом северный штат Индии. Ученые Центра АГАУ профессор Андрей Иванов и доцент Татьяна Артамонова провели здесь неделю. Изучали опыт агротехнологий, медицинских практик, местную культуру и образ жизни.
«Чем-то зовущим, неукротимо влекущим наполняется дух человеческий, когда он, преодолевая все трудности, восходит к этим вершинам», – писал о Гималаях Николай Рерих. Знал бы художник и философ, насколько был прав... Горы не просто радуют взор и одухотворяют человека, а буквально являются источником жизни на земле и поддерживают испокон веков.
Все реки Индии берут начало в Гималаях, равно как и в Сибири все основные реки берут начало с Алтайских гор. Ледники двух этих горных систем являются мощнейшими «генераторами» пресной воды, от которых буквально зависит жизнь на гигантском евразийском пространстве: Алтайские горы питают континент на севере, Гималаи – на юге.
Связь между Алтаем и Гималаями уходит в глубокую древность. Сходств у этих гор больше, чем различий. Например дожди там и там идут в основном весной и осенью. Соответственно, близки и типы хозяйствования: это сочетание земледелия и скотоводства. Схожи возделываемые сельхозкультуры: оказывается, в Гималаях довольно широко распространена гречиха, пшеница и картофель. Примерно в одно время (в конце XIX века) и у них, и у нас закладывали первые сады.
Торгово-паломнический путь между регионами существовал в течение нескольких тысячелетий. По нему в свое время прошел Николай Рерих. Путь пролегал от Алтая через Синьцзян и Тибет. (К слову, свою жизнь Рерих завершил именно в Химачал-Прадеш). Основными вьючными животными были овцы. Порода вьючных тибетских овец разводится до сих пор. Эти животные не скользят на льду и легко перебираются через горные перевалы. С севера на юг в числе прочего шли меха, а обратно караванщики везли изделия из кашемира и шелк.
По словам Андрея Иванова, когда первые англичанине – представители Ост-Индийской кампании добрались до Тибета, они были удивлены увидев местное духовенство одетым в сибирские собольи меха. Связь между регионами сохранялась вплоть до оккупации Тибета Китаем.

Северное индийское село
Близки обоим регионам и отраслевые проблемы: прежде всего это водная и ветровая эрозии и, как следствие, постепенное оскудение почв.
«Однако есть между Алтаем и Гималаями одно важное различие, причем в нашу пользу... Я бы свозил в Химачал-Прадеш сторонников строительства Катунской ГЭС и показал, что там сделали со своей основной горной рекой Сатледж. На ней сегодня стоит восемь плотин, и строят еще две, – объясняет профессор. – Сегодня в реке Сатледж практически нет воды, а водохранилища заполнены всего на треть. Сельскохозяйственный ландшафт угроблен, и это настоящая трагедия, поскольку площадь ледников сокращается. Слава богу, что мы сохранили свою Катунь».
В предгорьях и горах Алтая, по словам профессора Иванова, жизнь куда благоприятнее и по другим причинам.
«Наши горы вечером темные, в Химачал-Прадеш на них словно надели «гирлянды»: огни от жилищ тянутся вплоть до вечных снегов. Люди живут и хозяйствуют там на маленьких клочках земли, причем на таких склонах, что уму непостижимо. Широко практикуется террасирование. Города и села расположены, скорее, по вертикали. Например в столице региона городе Шимла есть два больших лифта. Дороги-серпантины вырублены в скальной породе, – поясняет Андрей Иванов.
Кровлей сельских домов часто служит сланец, то есть камень. Жизнь в деревне идет неторопливо, неразрывно с религией. Как и у нас, есть множество конфессий, разнообразных храмов, которые порой соседствуют в одном селе. Люди выносливые и очень закаленные. Дома почти не отапливаются. Сибиряки по сравнению с ними гораздо теплолюбивее.
По словам Татьяны Артамоновой, Индия – страна общинная, в которой по сей день сохраняются традиционные кастовые деления. Ведение сельского хозяйства в основном общинное, что очень похоже на кооперацию. В первую очередь, сотрудничают при сборе и перевозке урожая, совместно покупают транспорт.
В сельском хозяйстве используют много старых, так сказать, экологичных технологий и ручного труда. Техника есть, но мало. Возделывание культур, ясное дело, не интенсивное, а потому урожаи невелики. При этом густонаселенный регион находится, скорее, на самообеспечении.
Активно занимаются в Индии садоводством и культивируют большое разнообразие фруктовых деревьев, вплоть до абрикосов. По садовым культурам ведется серьезная селекционная работа. Для защиты от сильного ветра в период цветения, а также от града фруктовые сады затягивают специальной сеткой. Она же частично выполняет функцию теплицы, после ее используют при сборе урожая.
В Химачал-Прадеш работает институт картофелеводства, он же центр по производству семян, адаптированных для региона. Культура, само собой, пришлая. В институте вывели несколько десятков своих сортов картофеля.
В меню Северной Индии довольно часто встречается гречка. Из нее готовят супы, мелят муку и делают хлеб, а вот привычную нам гречневую кашу почти не едят.
Что касается животноводства, в Северной Индии практически не употребляют мяса. По словам профессора Андрея Иванова, потребляют всего-навсего в среднем 1,5 кг в год, в основном мясоеды - живущие здесь мусульмане. Индусы же коров содержат на молоко, а бычков, когда те подрастают, зачастую выгоняют, называя это жертвой богу Шиве. Забивать животных при этом запрещено. Поэтому по окрестностям бродят бычки, предоставленные сами себе. Больших стад животных, по крайней мере, на Севере страны нет. Наряду с коровой в Индии почитается пчела. Производство горного меда также распространено.
В целом, сельское хозяйство наряду с электроэнергетикой служит здесь основным источником дохода населения.

Дорога будущего
Население Индии по приблизительным подсчетам уже достигло 1,4 млрд человек. Перечитать его точно, по мнению Андрея Иванова, практически невозможно.
«Понятно, что спрос на сельхозпродукцию там колоссальный – сколько ни производи. И наше сотрудничество в области поставок сельхозпродукции могло бы иметь очень хорошее продолжение. Это огромный перспективный рынок, – отмечает профессор. – Сейчас между нашими странами строят планы по созданию двух континентальных мостов. Первый пройдет через Каспийское море и Иран, а второй в виде магистрали из Монголии через Китай в Северную Индию».
Алтайские ученые надеются, что их поездка внесла свой вклад в укрепление дружеских связей между Россией и Индией и надеются на продолжение сотрудничества.

333