Русский крепостной изобретатель Ефим Артамонов построил первый в мире велосипед. Этот двухколёсный цельнометаллический велосипед был создан в 1800 году, на 12 лет опередив немца Дранса, которому приписывают авторство велосипеда. Цельнометаллический велосипед Артамонова был, кроме того, конструктивно значительно совершеннее деревянной «беговой машины» Дранса. Велосипед Артамонова имел педали, изобретение которых ошибочно приписывается англичанину Макмиллан. Металлическая же рама, имевшаяся в конструкции Артамонова, появилась на заграничных велосипедах только в середине 19 столетия.

Артамонов Ефим Михеевич был крепостным и работал слесарем на Нижнетагильском заводе, где готовили металлические крепления. Ефиму часто приходилось ходить пешком из Нижнего Тагила на Старо-Уткинскую пристань, покрывая только в один конец восемьдесят верст. Возможно, во время этих переходов и появилась мысль о постройке самоката. Самокат Артамонова, построенный на Нижнетагильском заводе, был железный. Он имел два колеса, расположенных одно за другим. Переднее колесо было почти в три раза больше заднего. Колеса были скреплены изогнутой металлической рамой. Хозяин завода граф Всеволожский, узнав об изобретении, выписал Артамонову паспорт и отправил изобретателя в Москву на коронацию Александра I.

В 1801 году Артамонов решил поехать на своем велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч верст). На ходу самокат был тяжел. Из-за большого переднего колеса при спусках под уклон легко было опрокинуться через голову. А при подъемах в гору надо было «жать» изо всех сил ногами, чтобы велосипед не пошел обратным ходом. Это был первый в мире велопробег. Средняя скорость движения составила 12 вёрст в час, что примерно соответствовало скорости передвижения запряжённых лошадьми санных экипажей.
15 сентября 1801 года Артамонов прибыл на своём самокате в Москву. В день коронации тысячи людей, собравшихся на Ходынском поле в Москве, с изумлением наблюдали за удивительной двухколёсной тележкой. Изобретение Артамонова было высоко оценено императором: из рук царя изобретатель получил вольную. Заводу же была выплачена 500-рублёвая компенсация - именно столько в те годы стоил хороший крепостной мастер, в то время как средняя цена крестьянина составляла 100 рублей. До конца жизни он пользовался своим самокатом, заменявшим ему лошадь.