Трендсеттер - инноватор, воспринимающий новые идеи или тренды раньше других и своим примером внедряющий новшество в массовое использование.
Все мы знаем, что писатели - люди немного не от мира сего. Например, Гоголь вязал на спицах, Хемингуэй серьезно увлекался спортом, Оскар Уайльд учил женщин одеваться.
Но дальше всех шагнул Лев Толстой. При жизни он слыл сумасбродом и отшельником, но тем не менее сильно опередил свое время. Имение классика Ясная Поляна было «напичкано» всем самым современным и актуальным, а Толстой умудрился стать одним из инфлюенсеров имперской эпохи.
Большой любитель изобретений, Лев Николаевич имел несколько фотоаппаратов, а в 1862 году сделал селфи и добавил надпись к фото: «Сам себя снял». Любовь к фотографии разделяла и семья классика, его супруга Софья Андреевна часто фотографировала Толстого за рутинными для него делами - писательством, работой на пашне, в часы прогулок по Ясной Поляне. Он и сам любил позировать, и предпочтение отдавал не портретам, а репортажным съемкам.
Всю жизнь Лев Николаевич вел дневники, где писал короткие и информативные тексты, которые сегодня очень похожи на посты для соцсетей. Он описывает, как проводит время, с кем встречается, чем увлечен.
Толстой всегда был открыт всему новому. Один из первых фонографов в нашей стране появился именно у него. Томас Эдисон отправил графу фонограф - аппарат для записи и главное прослушивания голоса - иначе говоря, голосовых сообщений. Изобретатель написал письмо Толстому с просьбой записать обращение к нерусскоязычным поклонникам творчества писателя. Граф очень ждал этот гаджет, а когда получил фонограф, то начитал на него материалы из составленного им сборника «Мудрые мысли на каждый день». Причем сделал он это на четырёх языках - русском, немецком, французском и английском. Что из этого получилось, можно послушать здесь.
Таким образом, Толстой стал первым писателем, записавшим голосовые сообщения и аудиокниги, а также сказки для детей, которые он ставил своим воспитанникам в яснополянской школе.
Безусловно, Толстого можно назвать одним из первых дауншифтеров в нашей стране. Лев Николаевич отказался от парадной суеты мегаполиса и переехал жить в Ясную Поляну. Там он ездил на лошадях, работал в поле, носил простую одежду и много времени проводил с крестьянами. При этом у него был и городской дом в Хамовниках, где он проживал с семьей в зимний период, а каждое лето проводил в Ясной Поляне.
Лев Николаевич был одним из самых убежденных вегетарианцев, и пришел к этому вполне осознано. Он активно пропагандировал идеи вегетарианства в России. Писал материалы на эту тему в журнал «Вегетарианство», поддерживал публикации различных статей о вегетарианстве в прессе, приветствовал открытие вегетарианских трактиров, гостиниц. Толстой написал предисловие к произведению Х. Уильямса «Этика пищи». Издание поспособствовало популяризации отказа от мяса в России и стало настольной книгой для отечественных вегетарианцев. Впоследствии от мяса отказались и приятели классика - Николай Ге, Илья Репин, Николай Лесков.
Лев Николаевич был законодателем моды. До сих пор в гардеробе современного человека есть «привет» от классика - толстовка. Именно Толстой ввел тренд на демократизацию одежды и использование удобных, функциональных вещей в повседневной жизни. Его любимым нарядом была простая широкая рубашка с воротником, подпоясанная обычным поясом. Именно таким мы привыкли его видеть на картинах Репина и Крамского. Позже такие рубашки носили Максим Горький, Сергей Есенин, Сергей Клычков. Также популярны они были у сторонников славянофильских идей, коих было много среди поклонников творчества Толстого.
Когда классику было далеко за 60, он решил освоить велосипед, а затем «подсадил» на него и всю семью. Они часто ездили все вместе на велосипедах по Ясной Поляне, он охотно позировал с двухколёсным транспортом для фото. Московское общество велосипедистов подарило Толстому двухколёсник фирмы Rover, и так граф превратился в амбассадора велоспорта в нашей стране.
Еще одно модное увлечение классика - танцы! Он так был воодушевлен этим занятием, что в 1848 году принял решение посещать танцкласс. Был музыкален, неплохо играл на фортепиано, любил послушать лайф-концерты своих друзей. При оказии «выписал» себе в Ясную Поляну музыканта Рудольфа, с которым играл в четыре руки на рояле. И даже умудрился сочинить свое единственное музыкальное произведение - вальс, ноты которого были опубликованы в «Толстовском ежегоднике» (в записи С. И. Танеева).
Толстой постоянно учился. В детстве у него был гувернёр-француз, который занимался с мальчиком, преподавал ему язык. Он серьезно изучал английский язык, музыку, юриспруденцию. Кстати, эти знания Толстому потом пригодились - он часто проводил занятия для крестьянских детей, в школе, которую открыл в Ясной Поляне.
Школа Толстого тоже стала нововведением в России. Он отменил четкое расписание - ученики приходили на занятия в удобное время, а могли и просто прогуливать. Утром дети занимались с преподавателем, а вторую половину дня проводили в творческих лабораториях - некоторые пели, кто-то рисовал или занимался лепкой. Главной задачей было заинтересовать учеников - здесь преподавали письмо, каллиграфию, грамматику и математику, а также русскую историю и другие предметы.