001

Маргарита Ронжина «Одиночка»

«Одиночка» рассказывает о чрезвычайно болезненной теме, не всякий возьмется читать. Главная героиня Саша в 26 лет рожает ребенка, и оказывается, что ребенок болен ДЦП. Отец ребенка уходит сразу, как только Саша сообщает о своей беременности. Девушка остается один на один с окружающим миром, с больным ребенком на руках, в атмосфере бесконечного отчаяния, в галерее больниц, врачей. Это очень горький рассказ об участи матери-одиночки, которой предстоит постепенно выбираться из той ямы, в которой она оказалась. У Саши в итоге все более-менее наладится, но сюжет держит до последней страницы. А сколько всего таких Саш ? И как им всем помочь?

001

Ксения Полозова «Водолаз Коновалов и его космос»

История неудавшегося космонавта Коновалова, которого готовили к тому, что он полетит в космос и даже зовут его Юрий Алексеевич, как понятно кого. А он в самый критический момент передумал и стал водолазом. И вот он разводится с женой, сидит в пустой кухне, работы нет и тут медленно начинает раскручиваться совершенно сказочный сюжет. Так и непонятно остается, присутствуют ли в жизни Коновалова многочисленные причудливые персонажи, или это все порождение его воображения. И, конечно, это очень точные в психологических нюансах описания состояния мужчины, который шел-шел по жизни, и вдруг ушла жена, ушла работа, выбили опору из-под ног, и он завис в безвоздушном пространстве как в невесомости.

001

Виктория Токарева «Между прочим»

«Между прочим» - книга мемуаров, причем настолько откровенной мемуарной прозы вы точно давно не читали. Виктория Токарева, во-первых, всех своих героев называет по именам (Георгий Данелия, Александр Володин, Михаил Задорнов и многие другие), во-вторых, не скрывает своего отношения к их поступкам, действиям, решениям. С Данелией у нее, Токаревой, был многолетний роман, причем и он был женат, и она замужем, и он так и не решился уйти к возлюбленной, хотя ситуации «любовного треугольника» постоянно возникали в фильмах Данелии - и в «Афоне», и в «Мимино» и в «Осеннем марафоне». Токарева никого не щадит и моральных приговоров не выносит. Книга получилась сильная, искренняя, с всепрощающей и мудрой интонацией.

001

Константин Зарубин «Повести л-ских писателей»

Умный, классно придуманный роман, обыгрывающий сразу две сакральных для нынешнего читательского сообщества темы - книги как артефакты и советское прошлое. Зарубин развивает эту тему дальше. Есть некая книга, «Фантастические повести латышских писателей». Люди в разных уголках большой советской страны читали эту книгу, держали ее в руках, она каким-то образом повлияла на их жизни, но сейчас они путаются, не могут пересказать прочитанное. Эта книга превращается в магическое заклинание, которое продолжает действовать спустя много лет. Блестящий слог, отлично создана атмосфера позднего СССР, и вот эта ностальгическая интонация, которая обращена не к былым временам, а к пережитым впечатлениям - к книгам в том числе. Книга - это такой призрачный кусок нашей жизни, детства, который, как оказывается, может создавать собственную параллельную реальность.

001

Булат Окуджава «Путешествие дилетантов»

Издательство «Азбука» выпустило целый том избранных произведений Окуджавы, куда вошли и семейная хроника «Упраздненный театр», и дебютная повесть «Будь здоров, школяр», и «Свидание с Наполеоном». Но главное - «Путешествие дилетантов», образец советской исторической романтической прозы. Князь Мятлев счастливо избегает участи основных участников декабрьского восстания, но всё равно находится под пристальным вниманием «охранки». Его дружба и участие в жизни одного известного поэта подозрительна для власти. Неглупый, неустроенный князь возвращается с Кавказа, у него завязывается роман с замужней дамой, но дама приглянулась императору Николаю I. И Мятлева накрывает осознание того, что император - не только соперник, но и настоящий враг, во власти которого испортить жизнь любому из своих подданных.

001

Ольга Форш «Сумасшедший корабль»

«Сумасшедший корабль» напоминает «Траву забвения» и «Святой колодец» Валентина Катаева. «Сумасшедший корабль» описывает существование самой свободной коммуны художников и писателей на заре советской истории - знаменитого Дома искусств в Михайловском замке. Ольга Форш пишет причудливым слогом, который представляет собой попытки нащупать новый язык для описания нового мира, это удивительная книга, передающая атмосферу первых дней революции, настроение создания нового общества, языка, стиля, искусства.

001

Эдуард Лимонов «В Сырах: роман в промзоне»

Выйдя из тюрьмы, стареющий писатель и политик снимает квартиру близ Курского вокзала, в районе, который называется «Сыры». Действие происходит в середине «нулевых». Писатель живет в съемной квартире, работает, как сейчас принято говорить, «на фрилансе». Казалось бы, очередная автобиографическая книга, фиксирующая важный этап жизни - возвращение к «обычной» жизни, писательской и политической деятельности. «В Сырах» оставляют впечатление исповеди талантливого бунтаря, который мечется, стараясь отсрочить неизбежное - угасание творческих сил, падение популярности и собственную смерть.

001

Татьяна Алферова «Память по женской линии»

«Память по женской линии» включает два великолепных цикла. Первый автобиографический, давший название всей книге - такая семейная хроника, изложенная короткими историями, и там то и дело попадаются детали, которые раз прочитав, уже не забудешь. Как девушка работает в блокаду в столовой, и чтобы спасти свою сестру, выносит кашу (проверяют, обыскивают) во рту, и потом кормит сестру как птенца, изо рта в рот. Или образ поварихи, у которой правое плечо выше левого - оттого, что всю жизнь мешает варево в котле. Второй цикл называется «Неомифологиический словарь», там герои древних мифов, сюжеты, события, которые с ними происходили, встроены в нашу сегодняшнюю жизнь.

001

Владимир Набоков «Сквозняк из прошлого»

«Сквозняк из прошлого» (у нас он издавался под другим названием - «Просвечивающие предметы») - роман, который Набоков целиком задумал и написал в Швейцарии в 1968 году. Сам Набоков о сюжете романа говорил в интервью в 1973 году: «Бестелесное существо, душа романиста, только что умершего от болезни печени, взывает к тем трудностям, которые испытывают призраки при восприятии нашего мира, держась на уровне нашего настоящего, не погружаясь в прошлое сквозь прозрачность человеческих вещей или сущностей. Это очень забавный роман. Он, однако, не предназначен широкому читателю». «Сквозняк из прошлого» - наиболее метафизический роман Набокова.