Иван Шишкин: история главного лесописца

В январе 2024 года исполнилось 193 года со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина. Это гениальный русский живописец-пейзажист, настоящий Царь леса!
Иван Шишкин родился в купеческой семье в городе Елабуге Вятской губернии. Отец художника был весьма уважаемым в городе человеком. Он провел в Елабуге деревянный водопровод на собственные средства, создал первую книгу об истории города и несколько лет подряд избирался городским главой. Купец мечтал дать сыну хорошее образование, в 12 лет отправил его в Первую казанскую гимназию. Но молодой Шишкин уже тогда интересовался искусством больше, чем точными науками. В гимназии ему было скучно, и он вернулся домой, заявив, что на госслужбу он не пойдет. Тогда же начали формироваться его взгляды на искусство, которые он сохранил на протяжении всей жизни.

Иван Шишкин «Корабельная роща»

Однажды в Елабугу приехали московские живописцы, чтобы расписать иконостас местной церкви. Они и рассказали Шишкину о Московском училище живописи и ваяния. Будущий художник выбрал то место, где хочет учиться. Он уговорил отца позволить ему уехать. В 1852 году Шишкин поступил в Московское училище живописи и ваяния. Уже тогда он мечтал приблизиться к природе настолько, насколько возможно, и постоянно зарисовывал интересные ему виды и детали пейзажа. К концу обучения у художника был действительно единственный в своем роде талант.

И. Шишкин "Рубка леса"

В 1856 году Шишкин поступил в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Он начал обретать собственный стиль и отношение к природе. Шишкин осматривал и ощупывал стволы деревьев, травы, мхи, мельчайшие листья. Его этюд «Сосна на Валааме» принес автору серебряную медаль и зафиксировал стремление Шишкина передать не романтизированную красоту природы. В 1860 году Шишкин окончил академию с большой золотой медалью. После этого, он посетил Мюнхен, Цюрих и писал пером, впервые гравировал «царской водкой». Пейзаж «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» принес ему звание академика.
Когда художник вернулся в Россию, то первое время жил в Петербурге, где встречался со старыми товарищами по академии, которые организовали к тому моменту Санкт-Петербургскую артель художников. В 1870-х годах Шишкин стал одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. Картина «Лесная глушь» сделала его профессором. После смерти жены был тяжелый период, но он продолжал писать. Именно тогда были созданы «Первый снег», «Дорога в сосновом лесу», «Сосновый бор», «Рожь» и другие известные картины мастера. Он экспериментировал с сочетаниями разных кистей и мазков, оттачивал построение форм, передачу самых нежных цветовых оттенков. Эта кропотливая работа особенно заметна в работах конца 1880-х.

И. Шишкин «Рожь»

«В художественной деятельности, в изучении натуры, никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне, основательно, и что больше учиться не надо; изученное хорошо только до поры до времени, а после впечатления бледнеют, и, не справляясь постоянно с натурой, художник сам не заметит, как уйдет от правды» - говорил сам художник. Художник уже не преподавал в Академии художеств. Он называл ее «вертепом, в котором гибнет все мало-мальски талантливое». Он был очень требовательным учителем, являя собой лучший пример трудолюбия и беззаветного служения искусству.

И. Шишкин "Утро в сосновом лесу

На ХVII передвижной выставке И.И. Шишкин представил свою новую картину «Утро в сосновом лесу», написанную в соавторстве с художником-анималистом К. Савицким, изобразившую медведей. Третьяков купил картину. Он недолюбливал Савицкого и велел стереть с картины его подпись. Ещё при жизни Ивана Шишкина окрестили званием «Царь леса», ведь среди многочисленных его картин больше всего лесных пейзажей в разное время года. Рисуя лесные просторы, Шишкин пытался возвеличить и показать всем безграничные русские земли - настоящее народное богатство своей родины. Иван Иванович Шишкин заслуженно считается одним из самых талантливых и любимых российских художников. Его гениальные работы настолько натуральны и красивы, что известны не только на его Родине, но и далеко за её пределами.
За поразительное умение изображения воздуха и света Шишкина называли «художником полудня». Он нашел особые, выразительные средства передачи поэтических черт русского ландшафта. Произведения И.И. Шишкина хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, областных художественных галереях, частных собраниях.