Сайт краевой газеты для аграриев "Алтайская нива" опубликовал материал известного журналиста Глеба Колесникова под названием "Взять высоту" , в основе которого лежит беседа с к.с-х.н., доцентом, заведующим кафедрой общего земледелия, растениеводства и защиты растений, руководителем "Лётной школы" Алтайского государственного аграрного университета Владимиром Чернышковым о роли беспилотников в современном сельском хозяйстве и о том, что даст обучение управлению дронами слушателям "Школы фермера".
В конце сентября слушатели пятого набора «Школы фермера» с энтузиазмом взялись за учебу. В этот раз интенсив дал на выбор две программы подготовки, а именно: «Организация высокоэффективной пасеки» и «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом». В день старта обучения в аграрном университете побывала «АН». Разузнали мы главным образом о втором направлении из беседы с его куратором, завкафедрой общего земледелия, растениеводства и защиты растений АГАУ, руководителем «Лётной школы» вуза Владимиром ЧЕРНЫШКОВЫМ.
С поправкой на ветер
Лётный курс в рамках «Школы Фермера», по словам Владимира Николаевича, займет 200 часов, которые уложат в два с половиной месяца. Занятия начались с 23 сентября, а выпуск предстоит в декабре.
«Обучать начинаем с малых дронов, массой до 30 кг, такими как «DJI Air 2S», затем работе с большими сельскохозяйственными дронами, которые уже используются в Алтайском крае для борьбы с вредными объектами, – пояснил Владимир Чернышков. – Сегодня такие БПЛА способны, в том числе дифференцированно, обеспечить полный комплекс мероприятий по защите растений: от насекомых, сорняков и болезней. Как и самоходные опрыскиватели».
Первым делом слушатели курса возьмутся за изучение правовых основ: Воздушного кодекса РФ, приказов, постановлений, регистрации дрона и т.д.
«Если говорить о маленьких дронах, мы учим методике съемки с воздуха, сшивке изображений, составлению ортофотоплана. Тема больших агродронов глубже и сложнее. Главное, научить составлять и выполнять полетное задание. Ошибки при этом недопустимы, потому что при первом же запуске мы можем разбить недешевый агродрон, – продолжает Владимир Николаевич. – Поэтому мы должны заранее построить полётное задание для обработки от вредных объектов по координатам поля, а при опрыскивании мы просто следим за работой на мониторе: по каким галсам с поправкой на ветер они летят».
В полеводстве малые и большие дроны преимущественно должны используются в паре. Первые служат для разведки и координации вторых. Иначе говоря, малый коптер делает облёт поля и на основании снимков мы составляем карту будущих обработок, затем полученная информация обрабатывается и передается второму, тяжелому, который выполнит обработку по заданным параметрам. Форсунки при этом будут срабатывать автоматически, согласно полетному заданию.
Большим агродроном, по словам Чернышкова, не стоит управлять в ручном режиме. В результате чего, корректно выполнить обработку поля вручную (отследить высоту и направление) практически невозможно. Но на автопилоте все происходит прямолинейно, плавно, точно по маршруту с заданной скоростью.
Курс включает в себя полеты на лётном полигоне и выезды в поля на обработки. К проекту привлечено пять преподавателей, в том числе один из самых опытных пилотов в крае. В финале слушателям предстоит сдавать экзамен на управление. Кроме того участники будут готовить и защищать проект, о том, как именно они рассчитывают применять данную технологию.
«Перейдя к практической части мы начнем с симуляторов, наработаем первичный навык. Нужна мышечная память пальцев в управлении стиками на джойстике. Второй шаг – это полеты на учебных дронах внутри защищенного сеткой куба. Когда новички начнут чувствовать управление, тогда мы перейдем к третьему этапу – это на лётном полигоне. Участники попробуют управлять в открытую, – продолжает Чернышков. – Работа идет в паре. У оператора должен быть помощник – это техник, который будет заправлять бак пестицидами для следующего рейса и менять батарею. Всему этому мы обучим».
Десикация с воздуха
Один из важных элементов в комплексе обработок, который можно выполнить сельскохозяйственным дроном, - десикация с воздуха. В отдельных хозяйствах края она проводится четвертый год и успешно себя зарекомендовала.
«По последним годам мы видим, насколько непредсказуемы стали погодные явления, затяжные дожди осенью. И главное в уборке становится ее скорость. Десикация для ускорения созревания, подсушивания растений – важное решение, – поясняет Владимир Чернышков. – Используют ее и для ликвидации сорняков, допустим, на сое, чтобы получить более чистое зерно и чтобы уборка прошла более качественно».
Обработки с воздуха имеют при этом ряд преимуществ перед наземными.
«Например, десикация подсолнечника. Это ведь высокорослая культура, и далеко не все штанговые опрыскиватели могут двигаться по полю, не задевая корзинки. Дрон – другое дело. Он берет любую высоту. И, конечно, он не делает технологической колеи в поле, не давит растения и не уплотняет почву, – продолжает руководитель летной школы АГАУ. – При опрыскивании винты коптера создают воздушные завихрения, при такой обработке препарат ложится в том числе и на оборотную сторону листа растения, то есть обработка получается более качественная и точная, в том числе в плане подсушивания. Дроны здесь непревзойденные лидеры, пусть их еще не так много, как наземной штанговой техники, но это вопрос времени. Перспективы огромные. Думаю, что в ближайшие пару лет число компаний, которые будут предоставлять фермерам услуги по обработке полей с воздуха, увеличится в разы. С другой стороны, среди слушателей есть фермеры, которые сами смогут улучшить свое сельхозпроизводство или же отправят к нам своих работников».
**
67 слушателей занято в новом потоке «Школы фермера». Из них 43 обучаются по программе «Оператор наземных средств управления беспилотным летательным аппаратом» и 24 – пчеловодству. В этом году в проект в приоритетном порядке зачислены ветераны СВО и члены их семей. Всего за предыдущие 4 года выпускниками интенсива стали 140 жителей Алтайского края и Республики Алтай.
**
«Школа фермера» – это интенсивный курс с акцентом на практическое обучение. Проект реализует Россельхозбанк и Министерство сельского хозяйства РФ. Цель – создать, развивать и/или оптимизировать свой агробизнес. В процессе слушатели разработают, а в финале защитят свои бизнес-планы, а по итогам получат дипломы государственного образца, отдельные проекты финансово поддержит Россельхозбанк.
**
Плюсы обработок с воздуха:
- Сельскохозяйственные дроны дешевле наземных опрыскивателей, в том числе в обслуживании.
- Малообъемные опрыскивания способствует более оптимальному расходу препаратов. Расход воды – до 20 раз ниже, чем у наземной техники.
- Экологический аспект: меньшее количество пестицида стекает в почву с поверхности растения.
- Сырая почва нередко становится причиной простоя опрыскивателей, когда от них ждут максимальной отдачи. Летательным аппаратам это не грозит.
