Лев Семенович Выготский (17 ноября 1896 - 11 июня 1934)

"Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности..."

Имя Льва Семёновича Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки - психологию и педагогику, на десятилетия опередив своё время. В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, учёный пришёл к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребёнка и воспитания. По мнению учёного, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно - на психологическую науку.

Лев Семёнович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдёте конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь учёный пришёл к выводу, что воспитание - это не приспособление ребёнка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперёд - за границы этой среды. И только личная деятельность ребёнка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.