"Певец человеческой души", "настоящий художник и громадный талант", "живой в каждой мелочи" - современники Александра Ивановича Куприна не скупились на эпитеты в адрес писателя. И не было в этом ни лести, ни преувеличения.

Александр Иванович родился 7 сентября 1870 года в уездном городе Наровчат (сегодня - Пензенская область) в семье мелкого чиновника. Его отец умер, когда маленькому Александру был всего годик. Мать Любовь Алексеевна вместе с детьми осталась без средств к существованию и вынуждена была переехать в Москву. Там ей удалось за счет казны устроить старших дочерей в пансион, сама Любовь Алексеевна поселилась с сыном во Вдовьем доме, созданном для содержания неимущих супругов государственных служащих и их детей.

В шесть лет Куприн был определен в пансион Разумовского для детей-сирот, а в десять лет поступил во Вторую Московскую военную гимназию. В 1887 году юноша был зачислен в Александровское военное училище. После его окончания Александр Иванович, в чине подпоручика, начал службу в 46-м Днепровском пехотном полку. В будущем свой армейский период жизни Куприн опишет в повести "На переломе (Кадеты)" (1900) и в романе "Юнкера" (1926).

Спустя четыре года Александр Иванович вышел в отставку и уехал в Киев, затем отправился в Одессу, а потом в Севастополь. Будущий писатель искал себя. Пробовал в самых разных видах деятельности. Работал грузчиком, кладовщиком, землемером, репортером, псаломщиком, корректором, управляющим имением и даже зубным врачом, разгружал арбузы, преподавал в училище для слепых. Как будто знал, что такой богатый жизненный опыт поможет ему в дальнейшем в его писательском труде. Куприн в весьма оригинальной манере признавался, что действительно хотел почувствовать эту жизнь во всех возможных ипостасях: "Я хотел бы на несколько дней сделаться лошадью, растением или рыбою...".
При этом писать Куприн начал совершенно случайно. Его первая проба пера случилась во время учебы в гимназии. Это были стихи, но проза удавалась начинающему литератору намного лучше. Будучи в военном училище, он написал небольшой рассказ "Последний дебют" и подписал его "Ал. К-рин", за что был окрещен "презренным писакой" и отправлен на два дня в карцер. Такое начало отбило у юноши все желание писать. Интерес к литературе вновь пробудило в нем знакомство с Иваном Буниным. "Последний дебют" был напечатан в 1889 году в московском журнале "Русский сатирический листок".

Уже в 1892-1893 годах были опубликованы повесть Куприна "Впотьмах" и рассказы "Психея" и "Лунной ночью". Вторая половина 1890-х была отмечена для Александра Ивановича творческим подъемом. Он написал целый цикл рассказов, которые печатались в литературных журналах Москвы и Петербурга. Среди них: "Дознание", "Ночлег", "Ночная смена", "Лесная глушь", "Прапорщик армейский". В 1896 году опубликовали очерк Куприна "Юзовский завод" и повесть "Молох". Спустя два года в свет вышла его известная повесть "Олеся" - о трагической любви девушки, выросшей в глуши, и приехавшего из города начинающего писателя.
В 1901 году Александр Иванович переехал в Петербург и начал работать секретарем "Журнала для всех", куда его устроил Иван Бунин. Жалование было скромным, зато была постоянная работа. У Куприна оставалось время , чтобы заниматься литературным творчеством, которое начинало приносить доход. В петербургских журналах появились рассказы Куприна "Болото" (1902), "Конокрады" (1903), "Белый пудель" (1904). Куприн еще стал сотрудником журнала "Мир Божий" и издательства "Знание", которое выпустило первые два тома сочинений писателя.

В 1905 году вышло одно из наиболее значительных произведений Куприна - повесть "Поединок". В ее основу были положены воспоминания Александра Ивановича о службе в Днепровском полку. Выход книги, нарисовавшей неприглядную картину армейского быта, имел большой общественный резонанс. К тому же публикация совпала с поражением русской армии в войне с Японией 1904-1905 годов.

В 1909 году Куприн с семьей поселился в Гатчине, где, после начала Первой мировой войны, помог развернуть военный полевой госпиталь. В конце 1914 года Александр Иванович был мобилизован в действующую армию. Писатель получил должность командира пехотной роты и направлен в ополчение в Финляндию, но скоро был демобилизован по состоянию здоровья и вернулся в Гатчину.
В 1915-м Александр Иванович завершил работу над другим резонансным произведением - повестью "Яма", рассказывающей о быте и нравах публичного дома. Многие тогда критиковали произведение за излишний натурализм.

В гениальности Куприна не сомневались настоящие титаны отечественной литературы. Лев Толстой, который ни в грош не ставил ни современников, ни даже классиков говорил о Куприне: «Я самым талантливым из нынешних писателей считаю Куприна. Куприн - настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев». Даже злоязычный Иван Бунин, считавший всех, кроме себя, бездарями, сделал исключение: «Куприн по своей талантливости... Нет, надо сказать сильней - большой талантливости!»

Вряд ли в нашем литературном пантеоне можно найти писателя, который больше Куприна любил жизнь во всех её проявлениях. Самым большим прегрешением Куприна против эпохи Серебряного века был, конечно, культ здоровья, физической силы и спорта. Достаточно сказать, что без него вряд ли бы взошла звезда знаменитого спортсмена Ивана Поддубного. Дело в том, что Иван

Максимович поначалу выступал как гиревик. Борьба тоже была в его арсенале, но только старинная русская борьба на поясах. Куприн серьёзно занимался греко-римской борьбой и именно он уговорил Ивана Поддубного освоить этот вид борьбы, который и прославил на весь мир Железного Ивана.
Если кому-то этого кажется недостаточно, то можно просто через запятую перечислить те виды спорта, которыми занимался Александр Куприн и о которых он много и регулярно писал. Тяжелая атлетика, борьба, бокс, гимнастическое многоборье, бег на коньках, конный спорт, плавание, пулевая стрельба. В списке его спортивных увлечений отсутствует футбол, но лишь по той причине, что Куприн предпочитал другую командную игру - лапту.

Революцию Куприн встретил с воодушевлением. Недолгое время работал редактором газет "Свободная Россия", "Вольность", "Петроградский листок" и симпатизировал эсерам. А в декабре 1918-го, при личной встречи с Лениным, обсуждал вопрос организации новой газеты для крестьян "Земля". Идею Владимир Ильич одобрил, но дальше этого дело не пошло.
Вскоре Куприн разочаровался в новой власти. И во время Гражданской войны поддерживал белых. А после победы большевиков вынужден был эмигрировать. Александр Иванович переезжал из одной страны в другую и в итоге остался во Франции. В эмиграции он продолжал писать, но о таком литературном успехе, какой у Куприна был в России, писатель мечтать не мог. Во время эмиграции Александр Иванович написал роман "Юнкера", повесть "Жанетта", несколько очерков и рассказов, сотрудничал с различными эмигрантскими газетами.

Но, несмотря на довольно внушительное количество произведений и благожелательные отклики критиков, материальное положение Куприна оставалось сложным. К тому же, его здоровье стремительно ухудшалось. Он надеялся, что затяжной период депрессии прервется с возвращением на Родину, по которой писатель очень тосковал.
30 мая 1937 года, по приглашению правительства, уже тяжелобольной Куприн вернулся в СССР. Писатель говорил: "Умирать нужно в России, дома. Мне нельзя без России". Александра Ивановича Куприна не стало 25 августа 1938 года. Писатель похоронен в Санкт-Петербурге, рядом с могилой Ивана Тургенева.