Константин Бальмонт: Будем как солнце!

Константин Дмитриевич Бальмонт - один из самых известных поэтов-символистов Серебряного века, автор 35 поэтических сборников, 20 книг прозы, знаток множества языков, переводчик Перси Шелли, Эдгара По, Педро Кальдерона, Кнута Гамсуна, Оскара Уайльда, Шарля Бодлера, Шота Руставели.

Так случилось, что получить высшее образование Константину Бальмонту не удалось. Однако первые сложности его личной жизни не остудили охватившего его желания стать поэтом. Благодаря новым знакомствам Бальмонту в Москве удалось напечатать некоторые стихи и переводы, хотя регулярно публиковаться поэт стал только в Петербурге в журнале «Северный вестник», превратившемся с декабря 1891 года в основную трибуну русского символизма.

В январе 1894 года вышел стихотворный сборник «Под северным небом», который поэт считал началом своего вхождения в литературу. Вслед за ним появляется целая серия книг, принесших Константину Бальмонту славу самого известного поэта России: «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903), «Только любовь» (1903), «Литургия красоты» (1905). Каждая из упомянутых книг являлась этапом творческого становления Бальмонта как поэта-символиста.

В дополнение к атрибутике символизма Бальмонт привнес в поэзию такие образы, такие перепевы гласных и созвучия согласных, интонации, ритмы, такую музыкальность и мелодичность стиха, что это не могло не вызвать массового подражания. Так писал Валерий Брюсов, близкий знакомый Бальмонта и один из теоретиков символизма: «В течение десятилетия Бальмонт нераздельно царил над русской поэзией. Другие поэты покорно следовали за ним, или, с большими усилиями, отстаивали свою самостоятельность от его подавляющего влияния».

По мнению многих его современников, высшим творческим достижением поэта считался сборник «Будем как солнце», в котором особенно заметна смена минорного и элегического восприятия жизни, характерного для предшествующей русской поэзии 70-80-х годов, пафосом мистического воодушевления, восторга и упоение ею.

Книга «Будем как солнце» - многоплановое произведение, состоящее из семи разделов. Это мистическое число воплощало для символистов идею вселенной. Наибольший успех у основной массы читателей имели стихотворения из разделов «Млечный Путь» и «Зачарованный грот», в которых нашла отражение любовная и природная лирика поэта: «Нет дня, чтоб я не думал о тебе», «К ночи» («О, ночь, побудь со мной»), «Осень» («Поспевает брусника - стали дни холоднее»), «Отцвели» («Отцвели - о, давно! - отцвели орхидеи, мимозы»), «Хочу» («Хочу быть дерзким, хочу быть смелым») и др. Некоторые стихотворения поэта были за гранью позволенного в те времена. Сборник «Стихотворения» (1906) по политическим соображениям был конфискован полицией, которая следила за поэтом с тех пор, как в 1901 году он написал стихотворение «Маленький султан». В нём, откликаясь на разгон студенческой демонстрации, Бальмонт довольно жёстко клеймил императора Николая II, за что поплатился высылкой под надзор полиции в провинцию.

1. Екатерина Андреева, вторая жена Бальмонта с их дочерью Ниной. 2. К. Д. Бальмонт. Портрет работы Валентина Серова (1905).

С конца января по июль 1905 года поэт путешествует по Мексике и США. Позже в книге «Змеиные цветы» (1910) он напишет о той тоске по родине, которую он испытал во время поездки. С 31 декабря 1905 года Бальмонт вынужден жить за границей (в основном в Париже). При этом он много путешествует (Египет, Индия, Австралия, Индонезия и др.). Находясь под свежими впечатлениями о событиях в России в 1905 году, Бальмонт издаёт в Париже книгу «Песни мстителя» (1907), которая была запрещена для распространения в России из-за антимонархического содержания. Среди книг, подготовленных поэтом в этот период жизни за границей, следует отметить также «Злые чары» (1906), «Жар-птица» (1907) и «Птицы в воздухе», в которых зазвучали мотивы русского устного народного творчества и славянского фольклора.

Вернувшись в Россию в мае 1913 года в связи с амнистией по случаю 300-летия династии Романовых, Бальмонт издаёт сборник «Звенья», в который вошли его избранные стихотворения за период 1890–1912 гг. В последующие годы Бальмонт часто ездил с лекциями по стране, посещал Грузию, среднюю Россию, Поволжье, Урал, Сибирь. Эти поездки поддерживали поэта морально (его поэзию помнили и любили), а также давали некоторые доходы.

В 1915 году вышел теоретический труд Бальмонта «Поэзия как волшебство» - своеобразное продолжение работы «Элементарные слова о символической поэзии». Тема поэтического творчества русских и западноевропейских поэтов ранее уже рассматривалась Бальмонтом в книгах «Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910). При этом сам поэт особенно любил жанр западноевропейского сонета, многие из таких сонетов вошли в сборник «Сонеты Солнца, Неба и Луны» (1917). В 1916 году была издана книга «Ясень. Видение древа», которую Бальмонт рассматривал как энциклопедию собственного творчества. В стихотворении «Навек», вошедшем в эту книгу, он выражал надежду на долговечную значимость его поэзии.

Падение самодержавия в феврале 1917 года поэт считал закономерным и встретил с энтузиазмом. Но после Октябрьской революции жизнь в Москве сильно осложнилась от голода и болезней. В начале 1920 года поэт начал хлопоты о поездке за границу, ссылаясь на ухудшение здоровья жены и дочери. С 25 июня 1920 года Бальмонт отбыл в свою последнюю эмиграцию во Францию, где и скончался 23 декабря 1942 года в возрасте 75 лет.
Творческая деятельность поэта не прекращалась и там, но голос поэта звучал тише и реже и нередко воспроизводил уже написанное ранее. Вспоминая о Бальмонте, некоторые современники отмечали его высокомерие, горделивую позу, богемный образ жизни. Но давайте услышим и другие мнения. «Бальмонт любил позу. Постоянно окружённый поклонением, он считал нужным держаться так, как, по его мнению, должен держаться великий поэт. Он откидывал голову, хмурил брови. Но его выдавал его смех. Смех его был добродушный, детский и какой-то беззащитный. Этот детский смех его объяснял многие нелепые его поступки. Он, как ребёнок, отдавался настроению момента...», - вспоминала Тэффи.

Марина Цветаева, знавшая Бальмонта в самые трудные годы жизни в Москве в 1916-1920 годах, отмечала, что тот нуждавшемуся мог отдать последнее: «Не мне, всем. Последнюю трубку, последнюю корку, последнюю щепку, последнюю спичку. А брать умел меньше».
Что касается богемности и отношения к женщинам. Да, поэт часто влюблялся, имел несколько жён, но со всеми старался сохранить, по возможности, дружеские отношения. Воспевая в стихах разные оттенки любовных чувств от романтики до чувственности, Бальмонт, как выражается сам, «любил любовь», т. е. был, если так можно выразиться, любовником любви.