СМИ о нас

Краевая газета для аграриев "Алтайская нива" (№45 от 19-25 ноября 2025 г. С. 4) опубликовала большое интервью с д.т.н., доцентом, деканом Инженерного факультета Алтайского государственного аграрного университета Виктором Садовым. Интервью под заглавием "Учим матчасть" подготовлено известным журналистом Глебом Колеснкиовым и посвящено 75-летию Инженерного факультета АСХИ-АГАУ, которое  вуз отмечает в этом году, а также итогам II Международной научно-практической конференции «Инженерное обеспечение сельского хозяйства: проблемы, достижения, перспективы», прошедшей 29-30 октября.


Первый среди равных                                                       IMG 3443

— Виктор Викторович, начнем с абитуриентов. Сколько ежегодно набираете?
— На первом курсе по 4–5 групп. В АГАУ мы самый многочисленный факультет по очникам, сейчас 500 с лишним студентов. И у нас больше всех бюджетных мест — от 120 в год на бакалавриате и от 20 — на магистратуре. И мы их каждый год заполняем. Есть небольшой дополнительный коммерческий набор.

— До выпуска «доживают», понятно, не все?
— Дошедших до выпуска студентов бакалавриата в последние годы 55–65%. На четвертом курсе есть группы по 10–15 студентов. Их мы не объединяем, потому что у разных направлений разные образовательные программы.

— Что за направления?
— Основное — это агроинженерия, а у нее четыре профиля: инженеры по эксплуатации машин, сервисные инженеры, инженеры по перерабатывающему оборудованию и инженеры-электрики.
Второе направление — это эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов. Оно осталось только на заочной форме, по нему отсутствуют бюджетные места.

Инженерная жилка

— Что за ребята сейчас приходят, откуда? Что видите в их глазах?
— Половина, а то и больше — городские. Все-таки сказывается то, что на селе уменьшается численность выпускников 11-х классов.
Большинство идут по желанию, охотно. Где-то родительская преемственность, или друзья учатся, или кто-то порекомендовал. Бывают обратные случаи: начал было учиться, вроде неплохо, а потом выясняется — это не его. Уходит или переводится на другой факультет. На наш также переводятся с других, это всегда динамичный процесс.

— Хорошо учатся или филонят? Отчисляете легко?
— Есть передовики, есть отстающие, как и везде. Кому интересно, тот хорошо учится. Есть ребята, которые уже работают по профилю. Таким проще все понимать, хоть и времени у них меньше.

Без отчислений не обходится. Есть сроки, чтобы закрыть задолженности. На выпускную работу с долгами никто не допускается, мы с такими расстаемся.
Я считаю, что таких мер, как «кнут», в образовании быть не должно, а вот «пряник» за хорошие результаты — дело другое. У человека должно быть внутреннее желание получить нормальное образование, и он должен быть движим именно этим желанием. Иметь какие-то амбиции, доказать себе и другим, что сумел освоить профессию.

— Предметы сложные, учиться тяжело у вас? Сопромат есть?
— Обязательно. Математика, физика, химия — все это нужно для таких дисциплин, как сопротивление материалов, теория машин и механизмов или теоретическая механика. Затем идут более узкие профильные дисциплины для каждой образовательной программы — тракторы-автомобили, сельхозмашины, электроснабжение и др.
Если студент разобрался на первом этапе, на старших курсах заинтересованность только вырастет, тем более вкупе с практикой.
Та же начертательная геометрия развивает у человека пространственное мышление. Если студент не может представить устройство на бумаге, воплотить его в чертеже, тогда у него будут проблемы. На это влияет отсутствие элементарных навыков черчения со школьной скамьи.
Теория машин и механизмов — это динамика механизмов в пространстве, здесь планы скоростей и ускорений строить нужно. Если человек сможет это понять, вообразить, представить, стать инженером ему будет легче.

— Начертательные программы, такие как «Компас», используете?
— Конечно. Но как бы цифровизация ни шла, мы сначала обязательно чертим руками и потом уже переходим в цифру. Потому что сажать за «Компас» человека без мало-мальски развитого пространственного мышления смысла нет.

— Что еще вам важно дать студенту в широком смысле?
— Широкий кругозор. Чтобы молодой специалист после выпуска смог подстраиваться под конкретную ситуацию. В вузе невозможно изучить и разобрать все ситуации, с которыми будущий специалист столкнется на производстве. Мы должны научить его входить в круг производственных проблем, чтобы он смог увидеть эффективное решение.

Прицел на будущее

— Студенческая практика: есть здесь договоренности, сотрудничество?
— С этим студенты, как правило, определяются сами. С целевой формой все понятно. Но пройти практику должны все, и часто студенты выбирают предприятия из населенных пунктов, откуда родом. Городские идут в сервисные службы дилеров сельхозтехники, там потребность в работниках всегда есть.
Проблем найти место, как правило, нет, а если возникают, то мы предлагаем варианты студентам, так как постоянно мониторим потребности предприятий, собираем сведения о вакансиях.

— Целевое направление насколько востребовано?
— В этом году максимально. Набрали 30 человек на очную форму. Процедура сильно изменилась: теперь работодатель оставляет заявку на портале «Работа России», а абитуриенты со своей стороны сами себе подыскивают места.
Могут быть заявки из других регионов. Тогда ребята будут обязаны поехать в этот регион и там работать. На эти места абитуриенты зачисляются по отдельному конкурсу в рамках выделенных мест.

— Сколько хозяйство готово заплатить, чтобы забронировать себе специалиста на будущее?
— Хозяйство за обучение не платит. Это бюджетное место, оно изначально отводится под целевую квоту. Хозяйству главное — подать заявку, а затем обеспечить студента условиями для нормальной работы и на время практики, и далее, когда он трудоустроится. Плюс хозяйство выплачивает студенту стипендию.

— Это не бездонный ресурс, есть квота?
— Конечно. Минсельхоз РФ ежегодно определяет процент от общего количества бюджетных мест на целевое направление. В этом году по нашему направлению 27% целевых мест. Но если они не будут заняты, мы включим их в основной конкурс.

Кузница сервисников

— Профессиональную судьбу выпускников отслеживаете?
— Отслеживаем, обзваниваем. Минсельхоз РФ требует, чтобы первые два года мы отчитывались о каждом.
Для многих ребят первые годы после выпуска — это служба в армии. Значительная часть молодых специалистов оседает в агроснабе, в сервисных центрах.
Тех, кто сегодня идет работать по специальности, достаточно много. В то же время всей потребности мы пока закрыть не можем.
В хозяйства тоже едут, причем не только целевики. Многое зависит от уровня предприятий: что они предлагают, как встречают. Местоположение села, инфраструктура, зарплата, жилье, техника, с которой предстоит работать, — все играет свою роль.

— Значит, вы кузница сервисников?
— Принцип работы за 20 последних лет сильно изменился. Если раньше технику ремонтировали в основном на местах, то сейчас в хозяйствах нет диагностического оборудования, специалистов. И, собственно, кроме самих дилеров мало кто сможет с этой техникой что-то сделать, отремонтировать. Дилеры зачастую запрещают самостоятельно чинить агромашины. Это цивилизованный подход, потому что несведущий человек может создать еще больше проблем, и восстанавливать технику придется дольше и дороже.

Разработки в производстве

— Хотел расспросить вас о разработках и технологиях, выходящих из стен ИФ. Какие проекты выстреливают?
— Развитие проекта зависит от коллектива. У нас сразу несколько команд, которые занимаются решением определенных задач.
Одно из востребованных направлений — разработка упрочняющих материалов для рабочих органов почвообрабатывающих агрегатов: создание новых материалов, их наплавка. Большое количество патентов. Несколько предприятий края используют эти разработки, и с москвичами сотрудничаем.
Другое направление — разработка машин и оборудования для кормопроизводства. Это в том числе мое направление. Мы разработали ряд агрегатов, доказавших высокую эффективность в производстве. Есть и направление по энергосберегающему посеву сельхозкультур, по дифференцированному внесению удобрений. Предприятия активно эти инновации внедряют.

— Тот же вопрос, но относительно студенческих разработок. Какие молодежные проекты вы бы отметили?
— Студенты лучше нас разговаривают с цифровыми технологиями. Например, разрабатывается умная теплица, которая способна полностью контролировать микроклимат. Полив и питание растений полностью на автоматике, вообще без участия человека — ему остается только урожай собрать.
Широкое направление — совершенствование узлов машин различного целевого назначения, в том числе по переработке сельхозпродукции. В октябре была открыта молодежная инженерная школа, где ребята могут воплотить свои идеи в жизнь — спроектировать детали или узлы, а затем изготовить, используя лазерные станки и 3D-принтеры.

— Напоследок, Виктор Викторович, что вы пожелаете своим студентам, выпускникам и коллегам в честь 75-летия ИФ?
— Студентам — чтобы с удовольствием грызли гранит науки. Выпускникам — продвижения по карьерной лестнице и высоких результатов, а коллегам — чтобы наш факультет развивался, достигал новых вершин и был востребован.

**
48 сотрудников составляют коллектив инженерного факультета АГАУ. 8 из них — доктора технических наук, 21 — кандидаты наук.