Сайт краевой газеты для аграриев "Алтайская нива" опубликовал материал журналиста Глеба Колесникова о студентке Биолого-технологического факультета Алтайского государственного аграрного университета Ульяне Велякиной. Текст статьи также доступен в бумажной версии газеты (№ 7(1121) от 26 февраля-4 марта, с. 5).
В День российской науки в АГАУ вручали награды. Студентку Биолого-технологического факультета Ульяну ВЕЛЯКИНУ признали лучшей в краевом трудовом соревновании в АПК края по итогам 2024 года в номинации для студентов. Знаковое напутствие для будущей выпускницы – награда из рук министра сельского хозяйства Алтайского края Сергея МЕЖИНА и премия. За день до этого события у девушки состоялся разговор с «Алтайской нивой».
Зоотехник – круче
Стать зоотехником Ульяна Велякина не помышляла, а тем более не думала ехать за профессий в Алтайский край. Большая часть жителей на ее малой родине – в поселке 8 марта на Кузбассе - занимается добычей угля. В семействе Велякиных общий стаж шахтерской династии достиг 180 лет. Наработали его деды и дядья, а вот отец с матерью отношения к угледобыче не имеют. Зато на весь поселок они единственные, кто занимается животноводством и кормит округу домашней молочкой.
«Молоко, творог, сметана, масло. Никто больше у нас этим не занимается, вокруг одни шахты, но при этом каждый, конечно, хочет есть хорошие домашние продукты», – отмечает Ульяна.
Хозяйствуют родители на домашнем подворье. Поголовье скота, вместе с телятами и бычками, насчитывает сейчас около 30 голов. Продукцию продают с порога.
«Изначально я очень хотела поступить в медицинский. Желание было, но способностей не хватило. В школе было слабовато с химией. В общем, поступить не удалось, Затем подумала, а ведь можно лечить не людей, а животных, – продолжает Ульяна. – Решила пойти на ветеринарный».
Документы подала уже в Алтайский край – на то напутствовал отец. Сказал, что сельское хозяйство у соседей развито лучше.
Другой регион, ни родни, ни даже знакомых... Однако на поездку решилась в ту же секунду, с удивительной легкостью. И только потом узнала, где в Барнауле находится ветеринарный корпус... На отшибе города. Но вскоре выяснила, что зоотехников АГАУ готовит в самом центре.
«Звоню маме. И оказалось, что она не знает, чем зоотехник отличается от ветеринара, хотя сама каждый день с животными. Спросила в итоге папу. Он сказал, что зоотехник – круче. Говорит, поступай смело, – смеется над воспоминаниями Ульяна. – Я такая думаю – ну раз ну круче, значит, пойду. К тому же Барнаул сразу понравился: хороший, маленький, уютный город».
Дальше, как водится: быт в общежитии, новые друзья, лекции, рефераты...
Интерес проснулся
В основы зоотехнии девушке пришлось вникать с нуля, делала все как будто без желания, но притом удивительно легко.
«Знаете, с моей профессией все очень странно получалось. Как будто в опровержение или в наказание за что-то. На первом курсе мне все это вообще не нравилось, я не хотела сидеть и слушать про этих коров. Но почему-то слушаю – и все понимаю. Потом все курсовые, все экзамены – налегке, – рассказывает студентка. – Как будто я целенаправленно сюда пришла».
Одну курсовую работу написала по выпасу крупного рогатого скота. Другую - по свиноводству: изучала премиксы, как стимуляторы роста поросят. Третью готовила по птицеводству: классифицировала и сравнивала разводимые в Сибири породы кур. С легкостью освоила программу племенного учета «Селэкс».
Постепенно ситуация в учебе разгладилась. Интерес «зевал» и проснулся, когда девушка увидела большое серьезное производство и стала применять там знания в период практик.
В краевом трудовом соревновании в АПК среди студентов, достигших наивысших результатов, Ульяна оказалась лучшей по итогам заключительной практики – два месяца провела она в Немецком национальном районе на двух отделениях племенного хозяйства «Брюкке-Агро».
Дипломный проект, который она завершает, связан с выпойкой телят. Опыт закладывали в «Брюкке-Агро», отобрав для него три группы молодняка. Первая группа выпаивалась только цельным молоком, вторая – смесью из цельного молока и заменителя (ЗЦМ), третья же исключительно ЗЦМ. И Ульяна, под руководством наставников, фиксировала и сравнивала как развитие телят, так и экономику затрат. Лучшую рентабельность при сопоставимых привесах показал второй вариант.
Заслужила доверие
Профессиональные и личные качества практикантки оценил главный зоотехник «Брюкке-Агро» Владимир Немченко:
«У меня не такой большой опыт работы с людьми – 15 лет. Студенты бывали у нас и прежде, но Ульяна с первого дня проявила к работе такое рвение и любознательность, которых я прежде не встречал, – отметил главный зоотехник «Брюкке-Агро». – Работать с ней легко и интересно. С университета у нее очень хорошая база с серьезными знаниями. Знакомили ее с нашей технологией выращивания молодняка: кормлением, содержанием – во всем с одного маху разобралась. Быстро нашла общий язык с коллективом. Как-то мне нужно было отлучиться к врачу. Ульяна меня подменяла. Не бесконтрольно, конечно. В случае чего я на телефоне. Тем не менее, всего спустя месяц доверие она заслужила».
Что касается состоятельности эксперимента по выпойке телят, по словам Владимира Немченко, все было проведено профессионально и экономически целесообразно.
«Работа в молочном животноводстве усложняется, в том плане, что поить телят цельным молоком, конечно, правильно, но дорого. ЗЦМ же основан на растительных продуктах, растительном белке – такой продукт дешевле, а качество сейчас приемлемое. В итоге мы пришли к балансу – 50/50 цельного молока и заменителя, телята в полном порядке. Когда Ульяна уже уехала от нас, мы переводили телят в следующую возрастную группу и зафиксировали привесы. И насколько я помню, на цельном молоке вкупе с ЗЦМ среднесуточные привесы составили 1,05 кг.
Видит себя в профессии
Учиться Ульяне осталось считанные месяцы, а двери в профессию уже открыты. По словам девушки, сейчас у нее есть два варианта с весьма достойными стартовыми условиями, в том числе с ключами от нового дома, который по истечению нескольких лет становится твоей собственностью.
«Если, например, говорить о Немецком районе честно, до сих пор смущает его удаленность. Район сам по себе сложный, в том плане что это степь, – рассуждает Ульяна. – Там, видимо, надо было родиться, а привыкать к этим условиям сейчас будет сложно... С другой стороны, там просто удивительные люди живут. Очень хорошие».
Жить и работать в алтайской степи, сложно. Но главное то, что Ульяна видит себя в профессии. Итоговое решение, разумеется, за ней.
Добавим и то, что еще 10 лет назад практически никто в Алтайском крае не делал молодым специалистам на старте таких «золотых» предложений, как сейчас. Конечно, идут на это работодатели не по доброте душевной, а потому что ситуация на рынке труда в АПК обострена до крайности. Привлечь к себе ценного работника, тем более специалиста – задача порой посложнее, чем покупка новой техники. Ведь именно квалифицированный сотрудник становится критически важной инвестицией в сельском хозяйстве.
