НОВОСТИ

Сайт краевой газеты "Алтайская правда" опубликовал материал  журналиста Юлии Михейлис о том, как молодой ученый Алтайского государственного аграрного университета Иван Лопатин с помощью гранта конкурса проектов «Росмолодёжь.Гранты» создает в вузе молодежную инженерную школу "Импульс".

Для этого в АГАУ скоро запустят работу профильной школы «Импульс». Она откроется благодаря поддержке, полученной учеными в рамках грантового конкурса, итоги которого подвели в дни форума «АТР» в Белокурихе.

От идеи до прототипа

Иван Лопатин – инициатор появления нового объединения в университете. Молодой человек учится в магистратуре и параллельно работает преподавателем в колледже при учебном заведении.

– Когда начал работать со студентами, заметил, что им моделирование интересно. Тогда на базе FoodNet-студии, позволяющей развивать проекты от идеи до изготовления прототипа, мы стали проводить занятия, – рассказывает ученый. – Здесь уже были станок для лазерной резки и несколько 3D-принтеров.

Часть из них приобрели на средства грантов, которые Ивану удалось получить на свои изобретения. Сегодня в его копилке – пять новаций, среди которых есть, к примеру, кормоконструктор. Это автоматизированное устройство для приготовления зерновых питательных кормов, которые можно использовать в животноводстве. Особенность разработки в том, что измельчители режут зерно, а не стирают или дробят, как другие. Это помогает увеличить темпы роста животных.

– На одном из занятий услышал, что скот растет быстрее, если его кормить не измельченным зерном, а сколотым. Когда добирался на другую пару по металлообработке, заметил дисковые фрезы. Так, уже скоро у меня появились первые эскизы, которые потом превратились в новый измельчитель, – рассказывает изобретатель.

Кстати, некоторые детали для этого устройства он изготавливал при помощи тех самых 3D-принтеров. Так что у подопечных Ивана уже есть примеры практического применения знаний моделирования на этой технике.

– Как-то прямо во время одной из моих пар студент разработал и изготовил деталь для советского магнитофона. Купить такую сегодня где-то уже почти нереально, – делится Лопатин. – Возможности современных технологий велики, мы ограничены только полетом собственного воображения. Во всем остальном рамок практически нет.

Вещицы на память

Так появилась идея оформить первые зачатки молодежного инженерного сообщества в полноценное объединение. Инициативу поддержали в студенческой научной команде университета.

Прообраз школы Иван Лопатин представил на молодежном образовательном форуме «Алтай. Территория развития», который прошел в конце мая в Белокурихе. Изобретатель отметил, что за время работы площадки ее посетило более 2500 человек. Для них организовали мастер-классы, где каждый мог освоить базовые навыки 3D-моделирования.

– На практикумах мы знакомили с основными принципами работы на 3D-принтере. Наши гости по результатам получили в подарок оригинальный брелок, распечатанный тут же. Обладателями самобытных сувениров стали более 700 школьников и студентов, – говорит Иван.

На площадке команда молодых инженеров представила также оригинальные головоломки, которые были изготовлены накануне первыми подопечными школы «Импульс».

– Приятно, что и взрослым, и детям это творчество пришлось по вкусу. Многие оценили сложность и качество разработок наших воспитанников, – добавляет Лопатин. – Считаю, что у нас получилось показать научную составляющую 3D-моделирования и ее практическое применение.

Здесь же гости и участники форума могли изготовить свое фото в оригинальной интерпретации при помощи станка для лазерной резки и гравировки. Более сотни таких портретов уже разлетелись по России и странам зарубежья. Остальные вскоре отправятся к своим обладателям по оставленным ими адресам.

– Кстати, с помощью этого оборудования можно делать не только вот такие вещицы на память. Наши студенты осваивают также 3D-конструкторы – объемные модельки из листа фанеры, – продолжает ученый. – Благодаря этому у ребят развивается пространственное мышление, особое видение. В дальнейшем это качество, конечно, выгодно отличает наших специалистов на рынке труда.

Методом проб и ошибок

По результатам всероссийского конкурса проектов «Росмолодёжь.Гранты» инициатива алтайского изобретателя получила весомую поддержку. Порядка 800 тысяч рублей он использует для развития инженерной школы 3D-моделирования.

– Официальный запуск пройдет в сентябре с началом очередного учебного года. До этого времени мы дооборудуем помещение всем необходимым, закупим еще десять 3D-принтеров и расходники для работы с ними, – делится планами Иван Лопатин.

Стартовый поток школы будет рассчитан на 100 слушателей. Для них проведут серию обучающих мастер-классов, где они освоят разные техники моделирования. Первые результаты такой работы подопечные представят уже к декабрю.

– Это будет интересно не только тем, кто получает профильное образование. Пригодится, к примеру, и медикам: сейчас очень распространена 3D-печать зубов, – отмечает ученый.

Со слушателями будут работать действующие эксперты в области трехмерного моделирования. Они расскажут о своих фишках работы в этой области. «Год назад, когда мы только-только начинали путь в этом направлении, приходилось все постигать методом проб и ошибок. Буквально на коленке осваивали все тонкости, перенимали опыт у коллег через тематические группы в соцсетях. Ребятам же мы значительно облегчим задачу и сэкономим время», – комментирует Иван.

Стало проще

Формально реализация гранта предусмотрена на срок до конца этого календарного года. Но в аграрном университете считают, что проект должен жить и дальше, ведь это реальная возможность освоить очень востребованные в современном мире компетенции.

По словам Ивана Лопатина, сегодня производят как полноценные изделия, созданные при помощи 3D-технологий, так и отдельные комплектующие. Все это используют в самых разных направлениях: от агросферы до медицины. И если раньше изобретателям приходилось ломать голову о том, как перенести мысль в материальный мир, то теперь все значительно упростилось. «Конечно, одна только технология ничего не сделает сама по себе. Для этого нужен человек, который сгенерирует идею», – рассуждает он.

– Есть точка зрения, что инженер может освоить любую профессию в силу своего способа мышления. А вот ремесло инженера доступно не каждому: у него технический слад ума, такой специалист умеет думать нестандартно, – продолжает Лопатин. – И я с этим утверждением согласен на все сто. Считаю, что нас ограничивают только рамки нашей фантазии.

999