1. История театра начинается с того древнего времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой.
2. Родиной театра считается Древняя Греция.
3. Символами театра считаются театральные маски. Две маски - комедии и трагедии - олицетворяют собой театр вообще.
4.Также маски символизируют его древность, поскольку в древности все театрализованные действия происходили на площадях и аренах, и чтобы в последних рядах видели характер персонажей, слышали, о чем вообще идет речь, лицедеи стали применять яркие маски, выражающие различные эмоции, а вместо рта имели рупор, усиливающий звук.
5. У театра есть покровительницы - древнегреческие музы: муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия.
6.В греческом театре было лишь три актёра, причём каждый из них мог играть несколько ролей. Также у каждой постановки был спонсор, который составлял смету ровно на троих человек.
7. В греческом театре все роли исполняли мужчины, в том числе и женских персонажей. Актрисы противоположенного пола появились в театре позже, играя исключительно девиц лёгкого поведения в мимах и пантомимах.
8. Древнеримская публика любила кровавые зрелища не только на гладиаторских боях, но и на обычных театральных представлениях. Если по ходу действия актёр должен был погибнуть, его могли в последний момент заменить на приговорённого к казни преступника и убить прямо на сцене.
9. Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычным нам способом. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.
10. Театральный веер использовался не только по своему прямому назначению, но и часто служил в качестве помощника, как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящий спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.
11. В английском языке термин «пиратство» в значении «нарушение авторских прав» известен еще с 1603 года. Тогда был напечатан пиратский текст пьесы «Гамлет».
12. Хороших пьес во все времена было мало, и за ними охотились конкурирующие театральные труппы или издатели. Поэтому полный текст пьесы автор доверял самому честному человеку в труппе - суфлеру. Каждый актер имел на руках только свой текст, на заучивание которого и репетиции отводилось всего несколько недель.
13. Современные много сериальные фильмы - не изобретение нашего времени. В древности на Сицилии ставились спектакли, которые длились по году. Каждый вечер зрители собирались в театре, чтобы посмотреть продолжение. Самой популярной в течение последних 800 лет была борьба Роланда с маврами. Кстати, в Сицилии и по сей день можно попасть на представление длиною в месяц.
14. Пьеса древнегреческого драматурга Фриниха о разорении греческого люда настолько огорчила зрителей, что весь театр разорился слезами. В наказание драматурга отправили на суд, выдвинули штраф и запретили поставку его пьес.
15. Для усиления выразительности театр Возрождения пользовался как простыми навыками средневекового театра: горе - воздетые к небу руки, злорадство - «адский» смех, так и приемами античной ораторской манеры - жесты рук, кистей рук и пальцев.
16. Что делать, если спектакль явно не блещет актерскими талантами, но поддерживать зрительский интерес нужно в обязательном порядке? Очень просто - обеспечить в зале присутствие специально обученной «массовки», которая искупает в овациях незадавшееся представление. Именно так поступали еще во времена Нерона, считавшего себя великим артистом.
17. Аплодисментам в театре всегда уделяли большое внимание. Уже в античное время зрителям указывали, когда нужно аплодировать, а в одном ионийском театре давали возможность аплодировать воинам, потерявшим руку в бою, для этого перед ними сажали лысых рабов, по голове которых и могли хлопать одной рукой инвалиды.
18. Практика приглашать аплодирующих наемников была распространена и в Европе. В 19 веке их услугами пользовались многие театры, до тех пор, пока так называемые клакеры не стали требовать вознаграждение за свой «труд».
19. В римской пантомиме гетеры (независимые свободные женщины) были облечены в прозрачные туники. По ходу выступления они их с себя снимали. 20. За соблюдением порядка среди зрителей был ответственен специальный человек с палкой, которого называли рабдух, который мог утихомирить разбушевавшегося зрителя.
21. В расцвет античного театра Афин всех жителей, кроме рабов, обязывали посещать трагические постановки. Тем, у кого не хватало средств, государство выплачивало компенсацию.
22. Самая первая фонограмма появилась еще в Древнем Риме. Известный драматург того времени Ливий Андроник очень любил не только писать, но и самостоятельно исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили «говорящего» мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.
23. Здания театров, театральные атрибуты, портреты знаменитых театральных деятелей изображались на современных денежных знаках разных стран - монетах и купюрах.
24. У нас на сторублевой купюре изображён Большой театр в Москве. На одной её стороне изображена скульптурная композиция, украшающая Большой театр, а на обратной - само здание Большого театра с этой же композицией.
25. Используя в речи различные афоризмы, мы мало задумываемся над их происхождением. А, между тем, часть их них имеет театральные корни. Например: Слово «фиаско» в переводе с итальянского означает «бутылка».
26. Казалось бы, какое отношение оно имеет к значению, вкладываемому в него сегодня - провал, неудача? Все дело в незадачливом комике Бианконелли, решившем в свое время поразить публику веселой пантомимой с огромной бутылью на голове. Зрители юмор не оценили, а название сценки стало синонимом понятия «актерская неудача».
27. 27 марта во всем мире отмечают День театра. World Theatre Day был учрежден в 1961 году в Вене, на IX конгрессе Международного института театра при Юнеско и отмечается ежегодно с 1962 года.
28. При постановке театральных спектаклей используется реквизит (от лат. requisitum - потребность), если его отсутствие не предусмотрено режиссерским замыслом. Реквизит - совокупность настоящих, не бутафорских предметов, необходимых для театральной постановки.
29. Также используется бутафория - поддельные предметы, употребляемые в театральных постановках вместо настоящих вещей, а также детали костюмов и декораций.
30. В наше время в мире существует театр жестикуляций для глухих и слабослышащих.