"В общем, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Вот это утверждение является основным символом моей педагогической веры".
Сын бедного железнодорожника Антон Макаренко не мог получить хорошее образование, однако стал одним из выдающихся педагогов XX века по мнению ЮНЕСКО. Это был долгий и трудный путь. Свою образовательную систему он начал воплощать, работая в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников. Он помог сотням детей пройти социализацию и подготовил их к реальной жизни. Макаренко считал, что хороший учитель должен верить в своих учеников, отлично знать свой предмет и незамедлительно действовать, опираясь не на книжные формулы, а на собственный опыт. Авторская методика учителя до сих пор остаётся актуальной, а его советы можно взять на вооружение каждому родителю.


В чем было новаторство Макаренко? В яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, это качество - «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек - каждый элемент образовательной системы - должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ученика надо в первую очередь уважать как Человека. Существующие стереотипы, в которых утверждалось, что есть явления, которые маркируются как правильные, и есть те, что можно назвать неверными, были им отвергнуты. Педагогика - это не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования.
Автор многочисленных педагогических пособий и произведений, Макаренко видел педагогику не как науку, а как творчество, а главным постулатом его системы стал демократизм в образовательном процессе. Собственно, именно поэтому идеи Макаренко находились под постоянной критикой советских властей. В частности, резкой критике Макаренко подвергался и со стороны Надежды Крупской. Впоследствии, в середине XX века в педагогике возник новый термин - «макаренковедение».