Сайт городской газеты "Вечерний Барнаул" рассказал об успешном участии в Финале X Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) — 2022 по компетенции «Агрономия – Юниоры» барнаульской школьницы Алины Казаковой и о том, как ее готовила к чемпионату к.с.-х.н, доцент кафедры общего земледелия, растениеводства и защиты растений Алтайского государственного аграрного университета Ольга Васильевна Манылова .

Сайт газеты сообщает, что в Мичуринске Тамбовской области прошли итоговые соревнования, приравненные к Финалу X Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) — 2022 по компетенции «Агрономия – Юниоры». Наш регион в них представляла воспитанница Алтайского краевого детского экоцентра, ученица школы № 75 Алина Казакова. Девушка была отмечена золотой медалью.

— До ноября прошлого года мои знания в агрономии приравнивались к нулю, — признается Алина Казакова. — Вообще в конкурсе должен был участвовать другой мальчик, но по определённым причинам ему пришлось экстренно искать замену. Классная руководительница предложила мне попробовать. Решение приняла быстро. Да, собственно, и думать было некогда — дали всего день.

Буквально в течение месяца — именно столько времени оставалось до старта регионального, отборочного этапа чемпионата — конкурсантка освоила необходимые теоретические и практически блоки. Конечно, разбиралась во всём не с самых азов, конкурсантка немного преуменьшила свои возможности — она давно и всерьёз увлекается биологией и экологией, стремится связать свою жизнь с естественными науками. Прошлый опыт стал хорошей базой для освоения знаний в области агрономии, девушка оказалась лучшей в крае.

Эксперт по клеткам
Всего на всероссийском уровне выступало десять ребят, для удобства их разбили на две группы и каждую ещё на три подгруппы. Так определили юниоров, которые будут параллельно в одном кабинете решать практические задания модулей. При этом взаимодействие друг с другом запрещается. Алине Казаковой повезло — ей пары не досталось и вся аудитория была в её распоряжении.

Девушке предстояло решить задания четырех блоков. Один из них — оптическое исследование. Юному агроному следовало приготовить временные микропрепараты, то есть те, что можно хранить только в течение нескольких дней, рассмотреть их с помощью микроскопа и описать увиденное. В данном случае пришлось изучать клубеньковые бактерии.

— Нужно было определить, на корнях какой культуры они живут. Обычно их можно обнаружить на горохе или, например, клевере, — поясняет Алина Казакова. Ещё следовало определить их форму, она тоже может быть разной — цилиндрической, овальной, яйцевидной.

Более понятно для обывателя можно объяснить на примере муки, именно с ней Алина работала на региональном этапе. Изначально её разбавляют водой либо глицерином со спиртом. Затем наносят на покровное стекло капельку дистиллированной воды, в неё капают раствор с мукой, снова накрывают покровным стеклом, растирают и кладут под микроскоп. Все клетки становятся чётко видны. В случае с мукой по ним можно определить культуру, из которой она изготовлена.

Это довольно непросто, поскольку все клетки очень похожи друг на друга, но благодаря практике научилась в них разбираться, — отмечает Алина. — Модуль был довольно интересным, но больше всего понравилось работать с зерном. На региональном этапе мы должны были взять его пробу и определить натуру (показатель качества зерна, - прим. Ред.). Очень жаль, что задание убрали на высшем этапе. Меня настолько это заинтересовало, что я задумываюсь о более углубленном изучении темы.

Пригодится в огороде
Соревнования требовали не только лабораторных, но и вполне земных навыков, которые пригодятся и на обычном огороде. Так, составители заданий предложили юным агрономам применить способы вегетативного размножения растений. В прошлом году Алина Казакова пробовала работать с плодовыми культурами, а в этом — с плодовоовощными.

— Так можно, допустим, привить арбуз на тыкву, — поясняет собеседница. — На самом деле существует огромное множество видов прививок, на конкурсе нужно было использовать три. Один из них — аблактировка. Следует взять молодые ростки тыквы и арбуза, высадить их в один горшок, особым образом сделать на стеблях надрезы, совместить их между собой, зафиксировать фольгой или клипсой. К сожалению, поздно освоила модуль, мы с мамой не успели опробовать его дома — планируем поставить эксперимент в следующем году. Самое удачное время для этого — момент появления первого настоящего после двух двудольных листов.

Золотая медаль итоговых соревнований, приравненных к Финалу X Национального чемпионата «Молодые профессионалы», даёт дополнительные баллы при поступлении в университет на направление созвучное с компетенцией состязаний.

Экспертная оценка
«На соревнованиях эксперты обращали внимание на каждую деталь: как участник положил покровное стекло на предметное, как держит препаровальную иглу, как наносит вещества для окраски клеток бактерий – и так далее. Алина скрупулезно выполняла каждое действие. Она очень ответственная, и вместе с тем – обладает стрессоустойчивостью, что очень важно на конкурсах» — поясняет Ольга Манылова, преподаватель Алтайского государственного аграрного университета, наставник победительницы.