Истинным героем компромисса между идеалами классической школы и нововведениями романтизма в русском искусстве был Карл Павлович Брюллов - блестящий рисовальщик, акварелист, портретист, исторический живописец, мастер крупной картинной формы. Великий Карл - так еще при жизни называли современники замечательного русского художника. Брюллов - единственный русский живописец, удостоенный при жизни лаврового венка и бриллиантового перстня из рук Императора. За картину «Последний день Помпеи» его назвали «первой кистью государства».

Брюллов создал более 200 парадных и камерных портретов, расписал купол Исаакиевского собора площадью 800 квадратных метров.

Все картины Брюллова - это удивительное путешествие по страницам жизни великого мастера. Его картина «Последний день Помпеи», написанная в Италии, - совершенный образец соединения античной живописи с романтизмом. Целый ряд полотен Брюллова написан в так называемом итальянском жанре: «Итальянское утро», «Итальянский полдень». «В его картинах море блеска», - писал Н. В. Гоголь. Очень интересна портретная живопись художника - портреты Н. В. Кукольника и А. Н. Струговщина, «Портрет Ю. П. Самойлова с Амацилией Пачини».