dozhd i nepokorjonnaya 2

Английский писатель Сомерсет Моэм - один из любимейших писателей. Самые знаменитые романы Моэма - "Бремя страстей человеческих", "Острие бритвы", "Театр", "Луна и грош", "Узорный покров". Но реже всего у Сомерсета Моэма читают рассказы. Рассказы Моэма полны драматизма, он выявляет в людях скрытые черты, сущность. Моэм не сглаживает, не щадит чувств читателей. Правда всегда оказывается ошеломляющей, она потрясает.
Сомерсет Моэм прожил очень длинную жизнь - 91 год и писал почти всю сознательную и полную сил жизнь - 65 лет. За эти годы он повидал немало, какие только исторические события не прошли перед глазами писателя. Они и легли в основу его романов и новелл.
Самая знаменитая новелла писателя "Дождь" (1921) родилась именно так. Моэм, служа в "Красном Кресте", оказался во французской Фландрии, где познакомился с Джеральдом Хэкстоном, ставшим на долгие годы его близким другом. Однажды, путешествуя вдвоём по островам Тихого океана, они оказались в деревне Фагатого в Американском Самоа. Мужчины были вынуждены на какое-то время задержаться в местной гостинице "Сэди Томпсон". Свои впечатления из этой поездки Моэм положил в основу новеллы "Дождь".

dozhd i nepokorjonnaya 2

Джоан Кроуфорд, сыгравшая главную роль в к/ф "Дождь" (1932).

"Дождь"

Главный герой рассказа 40-летний доктор Макфейл вместе с супругой путешествует на пароходе в тихую Апию, чтобы подлечить там свою рану, полученную пару лет назад на фронте, и отдохнуть. На корабле Макфейлы знакомятся с супругами-миссионерами Дэвидсонами. Путешествие дальнее, других, более близких по положению и взглядам, людей рядом не оказывается. И пары держатся рядом, они не то чтобы сдружились, но стали тесно общаться.

Пароход делает остановку на острове Паго-Паго. Погода резко ухудшается. Из-за дождей, а затем начавшейся эпидемии кори путешественники оказываются в ловушке на диком, мало цивилизованном острове. Приходится снять убогие комнаты в единственной гостинице и терпеть неудобства.
Но двум приличным семейным парам не повезло. Им в соседки досталась 27-летняя мисс Томпсон, вульгарная особа лёгкого поведения, которая тут же продолжила свою обычную разгульную жизнь. Благообразные праведники Дэвидсоны выходят из себя. Особенно выкипает мистер Дэвидсон, которому, кажется, нимб давит на голову. Сначала он развёртывает против разудалой барышни настоящую войну по выживанию её с острова, а потом параллельно с этим фанатично берётся за её исправление. Поразительно, как удаётся Моэму в произведении размером в 40 страниц создать могучее по драматизму полотно, в деталях описать характеры, донести всю глубину человеческой трагедии и степени падения. Маски сброшены. Праведник оказывается хуже грешницы.
Рассказ впервые был опубликован под названием "Мисс Томпсон" в 1921 году. По нему были поставлены спектакль, опера, снято три фильма. Представьте себе глубину рассказа, если его материала хватило на такие внушительные произведения.
"Непокорённая"
История любви (?) и ненависти, рассказанная на 30 страницах. В этот раз Моэм окунает читателя совсем в другие времена. Начало 40-х годов XX века, оккупированная фашистами Франция. В дом на ферме семьи Перье (мать, отец, взрослая дочь Аннет) заходят два немецких солдата. Вроде бы и зашли без особых агрессивных побуждений (поесть, выпить), а закончилось всё плохо. Молодая дерзкая Аннет не пытается скрыть непримиримых чувств к врагам. Слово за слово, взбешённый Ганс сбивает с ног старика-отца, хватает девушку и тащит в соседнюю комнату. Понятно, чем всё это заканчивается.
Моэм показывает, как война меняет людей, как обычный парень теряет человеческий облик. Потом не может забыть о том, что сделал. Начинает ездить в дом Перье, возить еду, пытаться загладить вину вниманием и заботой. Девушка оказывается беременной, а парень понимает, что полюбил её. Ему хочется тихой деревенской жизни, семейных радостей. Надо бы оставить в покое человека, который его ненавидит. Но ума и такта не хватает отступить. Родители прощают и принимают Ганса, настойчиво сватают дочь. А Аннет простить не может. И месть её оказывается чудовищной. Рассказ вызывает сильнейшие эмоции, как нередко бывает у Моэма, всё переворачивается с ног на голову. Жертва поступает хуже хищника. Потому что если на поведение старших Перье и Ганса можно посмотреть под разным углом, находить какие-то объяснения, хоть и не оправдывать, то деяние девушки - за гранью.
Помимо упомянутых, есть такие знаменитые рассказы Моэма как "Санаторий", "Жиголо и Жиголетта", "Макинтош", "Вкусивший нирваны", "Поэт", "Мистер Всезнайка" и другие.