Сайт городской газеты "Вечерний Барнаул" опубликовал материал известного журналиста Ярослава Махначёва, посвященный деятельности открывшегося в Алтайском государственном аграрном университете картинг-клуба и его задачам.

Весь этот учебный год на базе АГАУ действует, казалось бы, совсем не профильное для аграрной науки объединение — картинг-клуб. Однако и картингисты, и студенты с преподавателями уверены, что от такого симбиоза будет только взаимная польза.

Обоюдная выгода
Аграрный университет об открытии на своей базе картинг-клуба сообщил в январе, накануне Дня студента. На деле же картингисты зашли сюда осенью, в начале учебного года.

Картинг-клуб под руководством педагога дополнительного образования Константина Проня — объединение не новое, он уже давно является одним из направлений центра «Кванториум.22», а базировался в здании Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи на ул. Пионеров. Когда картингистам по определенным обстоятельствам потребовалось новое помещение, АГАУ и предложил свои площади.

— С центром «Кванториум.22» у нас давно налажено сотрудничество в области технического творчества, несколько лет проводим на нашей базе различные конкурсы, есть ряд других проектов, — говорит куратор картинг-клуба, заведующий кафедрой механики, математики и инженерной графики инженерного факультета АГАУ Андрей Смышляев. — Студенты нашего факультета в рамках учебного процесса могут применять свои знания, тоже участвовать в жизни клуба, а занимающиеся дети и подростки имеют возможность познакомиться со студенческой жизнью, определиться с будущей специальностью. Это хороший симбиоз, который позволит развиваться картингу и открывать новые направления вузу.

Дело для увлеченных
Как уже говорилось, непосредственную работу с детьми и подростками проводит Константин Пронь. Он сам в свое время, еще в 1970-е, занимался картингом, но как спортсмен наибольших успехов достиг в водно-моторном спорте. Потом работал на военном заводе, после чего снова вернулся в картинг уже в качестве наставника.

Когда-то картинг пользовался бешеной популярностью. По сути, это первая ступень в автоспорте. Кто-то, пройдя ее, переходит в другие гоночные серии, среди пилотов «Формулы-1» немало бывших картингистов. Но и как самостоятельная дисциплина автоспорта, в которой соревнуются взрослые, картинг тоже вполне себе дееспособен. Вот только в Барнауле таких автообъединений сейчас всего два — помимо АГАУ занимаются юные пилоты в центре детского творчества Ленинского района.

Ну а под руководством Проня автоспортивную науку постигают 32 человека — три группы.

— Наши воспитанники поделены в зависимости от стажа – новички, «середнички» и люди опытные. Первых, как водится, больше. Людям интересно, приходят, чтобы гоняться — но тут ведь надо и гайки крутить, и в железе копаться. Не всех это привлекает, — рассказывает Пронь.

Но есть и те, кого картинг захватывает, ребятам уже больше 18 лет, но продолжают ходить на занятия, помогают педагогу. Заглядывают и студенты вуза.

Занятия не хаотичные, строго по учебному плану. Изучают технические предметы, ПДД, устройство картинга и автомобиля в целом.

— В советские годы мопеды, картинги в частных руках были редкостью. Если у пацана что-то такое появлялось, за ним ходили все, просили прокатиться, помочь с ремонтом. А сейчас квадроциклы, скутеры у каждого второго, но техникой при этом интересуются меньше, — объясняет Константин Пронь. Но к нам разные ребята ходят. Одних мамы привели, чтобы поняли, в какую сторону гайку крутить надо. А другие сами узнали про клуб, у таких желания заниматься гораздо больше.

Один из таких — Даниил Ротепов, десятиклассник барнаульской школы № 75. Когда-то парень занимался плаванием, получил второй разряд. Но в какой-то момент бассейн надоел, пошел в картинг.

— Мне нравится и с железом работать, и картингом управлять. Выступаю на соревнованиях, но пока не особо успешно. И в мастерстве нужно прибавлять, и с техникой есть проблемы, — объясняет спортсмен.

Фото: Ярослав Махначёв
Трассы и площади
Как и любая техническая дисциплина, картинг сталкивается с различными сложностями. Чтобы у занимающихся была возможность практиковаться, нужна трасса. У краевого дворца творчества она была, сейчас же юные пилоты тренируются на стадионе АГАУ, насколько это позволяют условия — все-таки тут и студенты занимаются, и покрытие не всегда подходит для картинга. Как поясняет преподаватель, на учебных машинах сюда можно выезжать, на соревновательных болидах — нет. Да, впрочем, трасс для проведения соревнований в крае в принципе нет. Последний раз официальные гонки на картингах в регионе организовывали в Бийске пару лет назад, так что в основном наши пилоты выступают в других городах — Кемерово, Новосибирск, Республика Алтай. Пронь честно говорит, выезжают те, у кого есть финансовая возможность.

Сам картинг — удовольствие тоже дорогое, начальный вариант стоит от ста тысяч рублей. А ведь нужны дополнительные расходы, например, резина. В клубе на свои машины ставят покрышки петербургского производства — переднее колесо стоит около полутора тысяч, заднее 3,5 плюс доставка. Ну а еще бензин, ГСМ, другие расходники, ремонт.

В клубе шесть машин, на которых можно и учиться ездить, и соревноваться. Но кто увлекается серьезно и хочет добиться результата, как правило, обзаводится собственной техникой.

Картинг-клуб имеет два направления работы: спортивное, в котором участники осваивают спортивную езду, и техническое, где ребята занимаются проектированием и изготовлением различных технических транспортных средств. Например, они уже собрали «мотокат» — вариант карта с упрощенным управлением.

Как говорит Андрей Смышляев, над обновлением парка техники здесь думают, но в этом вопросе больше расчет на грантовую поддержку. Университет же решает задачу расширения помещений. Сейчас у картинг-клуба есть место, где можно проводить сборку и настройку двигателей и другого оборудования. В идеале же нужны мастерские для проведения сварочных, токарных и фрезеровочных работ. В планах вуза ремонт крыла, в котором сейчас базируется картинг-клуб, после чего будут определяться с более рациональным размещением и оснащением.