15 июня в Общественной палате Алтайского края (ОПАК) состоялась открытая дискуссия по проблемам и перспективам образовательной и воспитательной системы в Алтайском крае «Подростковая жестокость: кто виноват и что делать?». Поводом для дискуссии стала история физической расправы над девочкой из школы № 70 г. Барнаула, совершенной ее сверстницами.

Инициатором дискуссии выступил член ОПАК Геннадий Петрович Шейда, модерировал дискуссию член Общественной палаты, д.ф.н., профессор Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова Михаил Юрьевич Шишин. На совещании присутствовали представители родительской общественности, преподаватели вузов, школьные психологи, специалисты работы в спортивных клубах и секциях, в сфере детского и юношеского досуга, представители министерства образования Алтайского края.

От Алтайского ГАУ в работе совещания приняла участие доцент кафедры гуманитарных дисциплин Ирина Николаевна Каланчина.

Во время дискуссии проанализировали причины усиливающейся подростковой и молодежной жестокости. Большинство участников совещания высказали предположение, что одной из причин являются реформы системы образования 90-х годов, когда пришла директива прекратить заниматься воспитательной работой в школах и других учебных заведениях. Участники встречи заметили, что до сих пор эта работа так и не налажена на должном уровне.

Было отмечено, что примерно с этого же времени начались проблемы и в нравственной сфере в обществе в целом. Все это привело к нарастанию равнодушия, жестокости в обществе. При этом в последние 20 лет все более возрастает влияние на детей, подростков и молодежь интернет-среды. Часто они не могут самостоятельно отличить разрушительный для их сознания контент, поэтому бесконтрольно заходят на разные сайты сомнительного характера и перенимают модели асоциального и девиантного поведения.

«Одной из причин немотивированной жестокости среди подростков и молодежи также было названо повсеместное распространение компьютерных игр, в которых перед игроками ставится задача как можно больше убить своих противников, нанести урон, разрушить жилые кварталы, где идут бои. Школьники и студенты вузов втягиваются в эти игры еще и потому, что это официально одобряют сотрудники учебных заведений, ответственные за воспитательную работу. На уровне школы, колледжа, вуза проводятся специальные турниры по так называемому кибер-спорту, а кибер-спорт – это и есть компьютерные игры с соответствующим наполнением моделями жестокого поведения», – отмечает Ирина Николаевна Каланчина.

Участники совещания также пришли к выводу, что необходимо применить все средства, чтобы восстановить коммуникацию между учителями, администрацией школ – с одной стороны, и родителями и учениками – с другой, что сегодня часто является проблемой для обеих сторон. В школах учителя и психологи перегружены ненужными бумагами, заполнение которых отнимает у них время, которое можно посвятить работе с детьми.

Участники встречи разработали ряд практических рекомендаций для решения проблем с подростковой и молодежной жесткостью и преступностью, которые направят в Министерство образовании Алтайского края, АКЗС и другие государственные учреждения, также выдвинут предложение избрать приоритетным направлением для властей Алтайского края сферу образования и нравственного воспитания подрастающих поколений. Материалы дискуссии будут использованы для подготовки пленарного заседания Общественной палаты по проблемам воспитательно-образовательного процесса в Алтайском крае.