В свежеи номере издания "Российская газета. Экономика Сибири" (№ 111 (9353) от 23 мая 2024 г.) опубликован материал известного журналиста Татьяны Кузнецовой, посвященный вопросам агрострахования, поднятым на прошедшей в Алтайском государственном аграрном университете Национальной научно-практической конференции «Агрострахование, как механизм компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителей».

В Сибирском федеральном округе, как и в стране в целом, в последние годы стабильно растут объемы агрострахования. Но в Алтайском крае по-прежнему очень небольшой процент застрахованных сельхозземель. Почему алтайские аграрии не хотят создавать "подушку безопасности" на случай неурожая, ведь регион находится в зоне рискованного земледелия и четыре года подряд страдает от засухи?

- В стране агрострахование растет благодаря государственной поддержке, которая предусматривает возмещение до семидесяти процентов страховой премии, и основная часть договоров заключается с госсубсидией, - отметил управляющий отделением по Алтайскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ Андрей Иванов. - Преобладают два вида страхования - урожая и сельскохозяйственных животных. В прошлом году доля застрахованных посевных земель в России увеличилась с десяти до пятнадцати процентов по сравнению с 2022-м. В СФО она составила четырнадцать, а вот в Алтайском крае всего пять процентов. В животноводстве охват заметно выше - в среднем по стране он доходит до 43 процентов, в Алтайском крае пока 26 процентов. Так что есть куда расти.

По мнению Андрея Иванова, развитие агрострахования тормозят низкий уровень доверия к этой системе среди сельхозпроизводителей, высокие тарифы, трудности с оформлением документов, а также недостаточная информированность аграриев.

- Несмотря на это, у агрострахования большие перспективы, ведь государство стимулирует развитие данного сектора. Некоторые меры поддержки теперь напрямую зависят от наличия договора страхования. Например, при расчете субсидии на возмещение затрат на производство и реализацию сельхозпродукции применяется понижающий коэффициент, если будущий урожай не застрахован. В правительстве РФ сейчас обсуждают введение обязательного сельхозстрахования, без которого аграрии не смогут получить льготные кредиты и другие меры поддержки, - подчеркнул глава регионального отделения ЦБ РФ.

Ученые Алтайского аграрного госуниверситета тоже уверены, что низкий уровень сельхозстрахования в регионе связан с отсутствием доверия аграриев к страховщикам. В ходе опроса сельхозпроизводители рассказали специалистам АГАУ, как сложно получить выплаты от страховых компаний. Иногда деньги перечисляют через год после наступления страхового случая, а порой и вовсе отказывают, и приходится судиться годами.

- Это основная, но не единственная причина, - подчеркивает декан экономического факультета АГАУ Василий Левичев. - Аграрии жалуются на высокую стоимость страховок - они не все могут оплатить взнос даже с учетом господдержки. Кроме того, нужна большая доказательная база для подтверждения страхового случая, а во многих районах отсутствуют метеостанции, что затрудняет процесс. Зачастую сельхозпроизводители сталкиваются с необъективной оценкой страхового ущерба. Страховая защита с господдержкой предусмотрена лишь при утрате и гибели посевов, страховым случаем считается снижение фактического урожая на двадцать процентов. Такие высокие границы признания риска сводят вероятность выплаты по страховке практически на нет. К тому же оценка ущерба рассчитывается по средней урожайности, а нередко урожай гибнет на отдельных полях, но такие потери страховые компании не компенсируют.

Почти все участвующие в опросе сельхозпроизводители высказались за создание единого портала агрострахования и мобильного приложения, чтобы застраховаться можно было онлайн.

Самое интересное, что страховщики тоже называют отсутствие доверия главной проблемой низких охватов сельхозземель агрострахованием. По словам президента Национального союза агростраховщиков Корнея Биждова, компании часто сталкиваются с попытками неправомерно получить выплаты. Был такой случай и в Алтайском крае, когда через полтора года четырнадцать компаний вдруг заявили убытки.

- Нам надо выстраивать доверительную систему, налаживать тесные контакты страховщиков и сельхозпроизводителей, - убежден Корней Биждов. - За последние годы мы совместно с Банком России и Министерством сельского хозяйства РФ добились более гибких условий страхования, решили хроническую проблему его недосубсидирования, повысили доступность для малых форм хозяйствования. С 2021 года наблюдаем устойчивую тенденцию снижения тарифов. В прошлом году была внедрена система дополнительного стимулирования страхования, суть которой в том, что аграрии, которые застрахованы, получают больше господдержки. Метод уже дает результаты. Если раньше главным вопросом аграриев был: "Зачем нам страхование?", то сейчас их больше интересуют преимущества, которые оно дает, и как правильно застраховаться.

С 2022 года, помимо традиционного агрострахования от мультирисков, действует программа страхования урожая на случай чрезвычайных ситуаций природного характера. Она нацелена на малые формы хозяйствования и предусматривает более серьезную поддержку - возмещение до восьмидесяти процентов страховой премии за счет госсубсидии, а также упрощенную и ускоренную процедуру урегулирования убытков и получения страховых выплат еще до сбора урожая. "Как правило, страховые компании перечисляют деньги пострадавшим аграриям в течение двух недель после составления акта о понесенном ущербе", - отметил Корней Биждов.

В Национальном союзе агростраховщиков с введением этой программы связывают бурный рост сельхозстрахования в России: в 2022-2023 годах доля застрахованных посевных земель выросла сразу на треть - с 10 до 15 процентов от общей площади пашни. Почему же в Алтайском крае не произошло такого скачка?

- Дело в том, что до 2022 года в регионе при получении господдержки все хозяйства могли рассчитывать на повышающий коэффициент к базовой ставке субсидии, если они застраховали урожай, - пояснил Василий Левичев. - Но два года назад, после внесения изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства Алтайского края, крупные и средние предприятия перестали получать такую дополнительную поддержку. В результате ряд производителей отказался страховать посевы на общей площади около 140 тысяч гектаров. И, несмотря на привлечение новых предприятий, ранее не заключавших договоры страхования с господдержкой, общий охват агрострахованием сельхозземель в регионе остается низким.

Справка "РГ"

В Алтайском крае из 5,2 миллиона гектаров посевов в 2023 году было застраховано только 257 тысяч (или около пяти процентов от общей площади). По оценке ученых Алтайского государственного аграрного университета, исходя из данных агрометеонаблюдений, страховать необходимо как минимум 54,4 процента посевных площадей, а это свыше 2,8 миллиона гектаров.